Император Александр III вступил на престол 1 марта 1881 года, и курс его внутренней политики получил определение контрреформ. Такая смена политики связана с убийством народовольцами императора Александра II, который около 20 лет проводил либеральные реформы, в том числе земскую, судебную, финансовую, крестьянскую. Новый император отправил в отставку министров своего отца, в том числе Лориса-Меликова, готовившего конституционный проект. Национальная и религиозная политика Александра 3 были консервативными.
Император в мае 1881 года принял в Гатчинском дворце еврейскую делегацию, в которую входили:
- Барон Гораций Гинцбург;
- Банкир Абрам Зак;
- Адвокат Александр Пассовер.
В 1882 году были приняты «Временные правила о евреях» с целью выселить их в черту осёдлости, утверждённую ещё в 1791 году в царствование Екатерины II. Власти установили процентные нормы для евреев в высших учебных заведениях. В черте оседлости она составляла 10 %, а за её пределами — 5 %. В Москве и Петербурге — 3 %. В 1887 году черта осёдлости была сокращена, а в 1891 году были выселены евреи, проживавшие незаконно в Московской губернии.
На окраинах империи стала проводиться политика русификации. Если после восстания 1863 года обучение на русском языке было введено в польских школах, то в 1880-е годы на него перевели высшее образование. В западных губерниях, то есть в польских, прибалтийских и в Великом княжестве Финляндском, на русский язык стали переводить надписи железнодорожного транспорта и афиши.
В 1885 году вышли правила об армяно-григорианских церковно-приходских училищах. Власти ставили целью приостановить деятельность заведений, обучавших на армянском языке.
Религиозная политика
В 1880-е годы власти сделали ставку на усиление православной религиозности в обществе. С этим связано усиление активности православных миссий как в Российской империи, так и за её пределами, а также рост печати церковной изданий и тиражей духовной литературы.
При Александре III были открыты церковные приходы, закрытые в царствование Александра II. Каждый год в Российской империи открывалось 250 новых церквей и до 10 монастырей. Таким образом, к концу правления императора, то есть к 1894 году, имелось:
- 64 епархии вместо 59 в начале правления;
- 37 викарных кафедр вместо 28;
- 774 монастыря (в том числе 252 женских) вместо 631.
Согласно отчёту Победоносцева середины 1890-х годов, за период царствования Александра III около 234 тыс. человек перешло в православие из других вероисповеданий.
Количество церковных школ выросло до 30 тыс., и в них обучались более 900 тыс. учеников. В 1884 году был издан новый церковный устав для духовных академий и семинарий, предполагавший усиление надзора государственных органов.
Особенности национальной и религиозной политики императора Александра III можно представить в таблице:
Направление |
Мероприятия власти |
Национальная политика |
Ограничения в отношении евреев, политика русификации национальных окраин |
Религиозная политика |
Увеличение числа монастырей, церквей и религиозной литературы, легальный статус старообрядцев, крещение части иноверцев |
Сам Победоносцев считал старообрядцев раскольниками и полагал необходимым объявить вне закона все их направления, кроме единоверцев, то есть признававших юрисдикцию русской церкви в лице Синода. Несмотря на это, закон 1883 года уравнял в правах старообрядцев с остальными подданными Российской империи.
Что мы узнали?
Кратко национальную и религиозную политика Александра 3 проходят в школьном курсе истории 9 класса. Консервативный курс власти заключался в том, чтобы усилить позиции русского языка и православия на территории Российской империи, особенно на национальных окраинах.