История Киевской Руси официально начинается в 882 году – как записано в летописи, именно тогда Олег (воевода Рюрика), убив Аскольда и Дира, стал править княжеством со столицей в Киеве. Его походы, а также завоевательные войны других князей привели к тому, что земель под властью Киева становилось все больше. Киевская Русь в IX – XII веках – это сильное и развитое государство.
Самым успешным во внешнеполитическом плане было правления Святослава – он не только разбил войско Хазарского каганата и Волжскую Болгарию (предварительно захватив вятичей), но и покорил северокавказские племена и основал Тмутараканское княжество. Святослава называют “русским Александром Македонским”. Он завоевал много земель, был сильным и храбрым воином, перед нападением предупреждал врагов словами “иду на вы!”.
Жена Игоря – княгиня Ольга стала править с 945 года, пока их сын Святослав был маленьким. Ольга была мудрой правительницей. Отомстив древлянам (сожгла Искоростень), она ввела точные размеры дани – уроки и места для сбора дани – погосты. Тем самым Ольга упорядочила сбор дани.
Также Святослав заключил договор с Византией, после чего обратил свой взор на Балканы. Однако завоевание Болгарского царства в 967 году обернуло против него коварного союзника: византийский правитель оказал поддержку печенегам, те пошли на Киев, однако были разбиты Святославом. Тот вновь вернулся на Дунай и уже при поддержке болгар пошел на Царьград. Кстати, именно в Переяславец на Дунае Святослав хотел перенести столицу Киевской Руси. Карта военных действий с византийцами постоянно менялась, верх брал то Святослав, то византийская сторона, и в какой-то момент киевский князь решил вернуться в свою столицу, однако по дороге был убит печенегами.
Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.
Самым политически стабильным было правление его сына Владимира (980-1015 гг.). Владимир Красное Солнышко расширил территорию государства, для обороны от печенегов построил оборонительные сигнальные башни. Князь стремился укрепить и объединить государство, повысить международный авторитет Руси. В 987 году захватил город Корсунь (Херсонес Таврический), там же вместе с дружиной принял христианство. В 988 году произошло Крещение Руси, которое не только укрепило внутриполитическое и международное положение государства, но и способствовало развитию культуры. Однако уже в 1015 году развернулась борьба за власть между сыновьями князя Владимира. В 1019 году в Киеве стал править князь Ярослав Мудрый. Он разгромил печенегов, строил храмы, распространял письменность и грамотность на Руси, при нем был основан храм Святой Софии. Для укрепления порядка в государстве Ярославом Мудрым был создан первый сборник законов “Русская правда”. После смерти князя его сыновья только укрепили власть Киевской Руси. Но это не спасло государство от феодальной раздробленности, начало которой было уже положено: единовластие киевских князей пало. Владимир Мономах (1113-1125 гг.), который пробовал ей противостоять, добился только временного усиления власти: держал оборону от половцев, дополнял законы “Русской правды”, написал “Поучение детям” – призыв к наследниками против междоусобиц. Еще в 1097 году по инициативе Владимира Мономаха был созван съезд князей в Любече, на котором все князья договорились не воевать и править вместе “Каждый держит вотчину свою”.
Рис. 2. Владимир Мономах.
Экономика и культура Киевской Руси
Русь в IX – начале XII века была государством с феодальным землевладением. Собственниками земли были не только князья, но также бояре и дружинники, а немного позже к ним добавилась и церковь. Рабочей силой, на которой и основывалось экономическое развитие Киевской Руси, были холопы, смерды и другие категории населения. С них брали продуктовую ренту.
Что касается культуры, то она в значительной степени сформировалась под влиянием византийской традиции – это касается не только зодчества, но и живописи. Собственная литература также сформировалась под влиянием переводной, но была идейно насыщенной и совершенной в художественном плане. Самые известные произведения того времени – это “Повесть временных лет” (монах Нестор), “Поучение детям” Владимира Мономаха и, конечно, “Слово о полку Игореве” (1185 г.).
В отличие от большинства произведений своего времени, “Поучение” носило исключительно светский характер и является ценным источником исторической информации.
Что мы узнали?
Кратко рассмотрели основные внешние и внутренние политические события, узнали о культуре Киевской Руси IX-XII века, а также об особенностях ее экономического устройства.