Идеи эпохи Просвещения

Идеи эпохи Просвещения

В 18 веке европейская культура испытала очередной подъём, по значению сопоставимый с эпохой Возрождения. Эта эпоха получила название Просвещения. Для неё было характерно развитие науки, особенно философии, а также общественной мысли. Основу идей Просвещения составляли рационализм и свободомыслие. Просвещение стало следствием научной революции XVII века и началось в Англии.

Одной из черт эпохи Просвещения стало желание учёных издать универсальный сборник знаний — энциклопедию. В 1728 году Ефраим Чемберс в Англии издал двухтомную «Циклопедию». С 1731 по 1754 год в Германии вышло 68 томов Йохана Цедлера под общим названием «Большой универсальный лексикон», а основным трудом французского просветителя Дени Дидро стала Энциклопедия в 35 томах, изданная в 1751–1780 годах.

В XVIII веке стало развиваться женское образование. Например, в России при императрице Екатерине 2 в 1765 году открылся Смольный институт благородных девиц.

Идеи эпохи Просвещения

Рис. 2. Екатерина II.

Основные идеи Просвещения

Под влиянием идей просветителей европейская монархия трансформировалась в просвещённый абсолютизм. Он был во всех странах, от Российской империи на востоке и до Португалии на западе. Исключением стала только мусульманская Османская империя.

Идеи просветителей были таковы:

  • критика феодальных порядков, католической церкви и в целом религии;
  • ориентация на образцы светской культуры;
  • внимание к педагогике;
  • свободомыслие;
  • скептицизм;
  • вера в силу разума и общественный прогресс;
  • экономический либерализм;
  • редукционизм.

Идеи просветителей XVIII века легли в основу базовых ценностей современного общества, демократии и политических свобод, религиозной толерантности и рыночного капитализма.

Автором одного из самых сложных трудов эпохи Просвещения был Иммануил Кант. В 1781 году он опубликовал в Риге философский труд «Критика чистого разума». Этот философ окончил Кёнигсбергский университет и с 1758 по 1762 год был подданным Российской империи. Кант отвергал догматический способ познания.

В XVIII веке латынь утратила статус языка науки, хотя её все равно продолжали изучать все образованные люди. На смену ей пришёл французский язык. Именно на нём были написаны труды Вольтера, Монтескьё, Руссо. Символично, что завершилось Просвещение революцией 1789 года во Франции.

Идеи эпохи Просвещения

Рис. 3. Иммануил Кант.

Что мы узнали?

Необходимо знать, каковы главные идеи эпохи Просвещения, для понимания не только истории науки или европейских событий XVIII века, но и для изучения философской мысли XIX века, так как на неё оказали влияние учёные-просветители: Дидро, Кант, Вольтер, Руссо, Монтескьё. Главной идеей было популяризовать знания и сделать их доступными для всех слоёв населения.

Предыдущая
Всемирная историяХудожники 19 века в России
Следующая
Всемирная историяИконоборческое движение в Нидерландах
Спринт-Олимпик.ру