Эволюционная теория развития человека, предложенная английским ученым Ч. Дарвином, стала настоящей сенсацией в научном мире. До этих пор весь мир пребывал в полной уверенности, что человек является божьим творением. Дарвинистская теория, в отличие других версий происхождения человека, смогла наглядно объяснить, как происходила его эволюция.
Его революционная для тех времен теория, согласно которой человек произошел от приматов, вызвала настоящий диссонанс в обществе. Далеко не все ученые, не говоря уже о простых обывателях, хотели видеть в числе своих древних предков обезьян.
Однако теория Дарвина предъявляла немало весомых доказательств. Человека слишком многое связывало с животным миром: строение скелета, нервная система, органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Наибольшее же сходство у людей было с приматами.
Важнейшей предпосылкой для «очеловечивания» приматов стало использование естественных предметов в качестве орудия труда для защиты от врагов или охоты на диких зверей.
Основные этапы эволюции человека
Процесс эволюционного развития человечества, начиная от приматов и заканчивая современным человеком, занял несколько миллионов лет. Всего выделяют пять основных этапов эволюции человека, каждый из которых имеет свои отличительные характеристики.
В основе всех эволюционных процессов действует важнейший закон природы – естественный отбор, благодаря которому вид получает возможность как можно лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.
Таблица «Этапы эволюции человека»
Этапы эволюции человека | Особенности строения | Образ жизни | Орудия труда |
Человекообразные обезьяны – австралопитеки | Рост 120-140 см. Объем черепа – 500-600 куб. см, прямохождение | Не сооружали постоянных жилищ, не пользовались огнем, образ жизни – стадный | Палки и камни |
Древнейшие люди – Человек умный | Объем мозга – 680 куб. см, | Не умели пользоваться огнем | Орудия труда в виде камней с заостренными краями |
Древнейшие люди – Человек прямоходящий (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) | Рост 170 см. Объем мозга – 900-110 куб. см. Стопа имеет свод, правая рука лучше развита, постоянное прямохождение, изменение челюстного аппарата, появление изгибов позвоночника | Поддерживали огонь, строили жилища, совместно охотились. Имелись зачатки членораздельной речи | Различные орудия из камня, среди которых самое главное – каменное рубило |
Древние люди – неандертальцы | Рост 156 см. Объем мозга – 1400 куб. см. Есть зачаток подбородочного выступа, развитая кисть, сводчатая стопа, высокий свод черепа, не столь массивная нижняя челюсть | Могли сооружать жилища, добывать и поддерживать огонь. Проживание в группах по 50-100 человек. | Орудия труда самые разные: скребла, остроконечники из камня, кости и дерева |
Первые современные люди – кроманьонцы | Рост 180 см, объем мозга – 1600 куб. см. Внешний облик присущ современному человеку | Развитая речь, появились зачатки религии и искусства, умение изготавливать одежду. Проживание в поселениях в составе родовой общине. Освоение земледелия и скотоводства | Для изготовления орудий труда использовали самый разнообразный материал: дерево, кости, камни, рога. Из них изготавливали копья, дротики, ножи, скребла |
Что мы узнали?
При изучении темы «Таблица «Этапы эволюции человека»» по программе 5 класса мы узнали, какая теория указывает на происхождение человека от приматов, и через какие ступени эволюции пришлось пройти человеку, чтобы дойти до вершины своего развития.