Завоевание Константинополя в 1204 г. в результате Четвертого крестового похода стало последним значительным результатом движения крестоносцев. Идея священной войны исчерпала себя, однако папство продолжало призывать христиан к захвату Иерусалима. В самой уродливой форме фанатизм простого народа выразился в детском крестовом походе 1212 г.
Французский крестовый поход детей
В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.
Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.
Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.
Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.
Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед “святым воинством”.
Немецкий крестовый поход детей
Подобно Этьену во Франции, в Германии также появился проповедующий ребенок. Десятилетний Никлас вместе с отцом проповедовал идею крестового похода в нижнерейнских областях.
Проповеди Никласа имели большой успех. За короткий срок в Кельне собралось около 20 тыс. детей. Армия юных рыцарей креста двинулась на юг. При переходе через Альпы две трети детей погибло от голода.
Возле Рима часть крестоносцев повернула обратно, остальные направились к порту Бриндизи. Только вмешательство местного епископа оградило детей от рук работорговцев.
На обратном пути немецкие юные крестоносцы практически все погибли от голода и болезней.
Папа Иннокентий III никак не осудил этот безумную затею. Он предоставил выжившим детям “отсрочку” до совершеннолетия, после чего они должны были выполнить свой святой обет.
Итог детского крестового похода
Французский и немецкий детские крестовые походы часто объединяют в одно движение, так как они имеют схожие черты:
- фанатичная вера детей в свою святую миссию, поддерживаемая духовенством;
- католичество не оказало детям никакой поддержки, кроме духовного напутствия;
- доверчивостью детей воспользовались (или только попытались) работорговцы;
- трагический итог (бессмысленная гибель тысяч детей).
Результаты детских походов были следующие:
- разочарование в религиозном смысле движения крестоносцев;
- усилившиеся со стороны папы Римского призывы к новому крестовому походу с целью отмщения за гибель детей.
Что мы узнали?
После захвата христианами Константинополя движение крестоносцев пошло на спад. Оно возродилось в искаженном виде – детском крестовом походе. Дети были обречены на гибель. За их смерть и рабство несет ответственность католическое духовенство, которое только разжигало фанатизм детей и их родителей.