Информационная культура

Информационная культура

Стремительный рост информационных ресурсов способствует повышению требований к информационной культуре современного общества. Некоторые аспекты информационной культуры рассмотрены в данной статье.

Информационная культура общения

Основы информационной культуры общения для современного общества обязательны как при вербальной коммуникации, так и в деловой переписке, которая, как правило, ведется через электронные письма и сообщения. Навыки пользования электронной почтой в современных реалиях являются необходимым элементом, обеспечивающим успешность деятельности человека. Но знание интерфейса и принципа функционирования программных решений для электронной почты, а также навыки работы с ней не достаточны для делового человека. Общаться через электронные письма следует также вежливо и культурно. Необходимо следовать ряду правил. Необходимо:

  • всегда отвечать на входящую корреспонденцию;
  • начинать письмо с приветствия;
  • указывать тему электронного письма в соответствующем разделе;
  • в письме употреблять деловую лексику, соблюдать правила правописания и пунктуации;
  • подписывать письмо, желательно начиная фразой «С уважением».

Грамотная речь и вежливое обращение отличают культурного человека не только в реальном общении, но и в виртуальном.

Знания и умения в области информационных технологий отличают информационно культурного человека. Большой процент профессий на рынке труда связаны с реализацией информационных процессов: сбором, обработкой и хранением и передачей информации, а также подготовкой электронных документов. Для того чтобы иметь успех на профессиональном поприще, следует уметь работать с офисными приложениями. Навыки работы с текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных и программами для подготовки презентаций являются почти всегда необходимыми при устройстве на работу.

Информационная культура

Рис. 1. Логотипы программ MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point.

Правовые основы информационной культуры

Информационная культура заключается не только в уверенном использовании средств информационно-коммуникационных технологий, но и в следовании правовым и этическим нормам.

Существует де факто кодекс компьютерной этики, согласно которому запрещено использовать компьютер и интернет для распространения заведомо ложной информации, пользоваться файлами и программами, которые не предназначены для свободного использования, а также нести социальную ответственность за использование разрабатываемых программ и систем.

Существует ряд законодательных актов, регулирующих права интеллектуальной собственности в среде ИКТ, то есть направленных против компьютерного пиратства:

  • Статья 1253.1 Гражданского кодекса РФ (N 230-ФЗ) устанавливает ответственность информационного посредника за нарушение интеллектуальных прав за размещение и передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети.
  • ФЗ (N 149-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регламентирует порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских прав.

Также законодательно запрещено использование в интернете контента, содержащего материалы, способствующие пропаганде насилия, порнографии и наркотиков. Сайты, чье содержание противоречит этическим нормам и запрещено Федеральными Законами, внесены в реестр доменных имен и универсальных указателей страниц. Этот вопрос регулируется законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

необходимо строго следовать законам, регулирующим вопросы работы с информацией. Использование пиратских программных продуктов, пропаганда наркотиков, терроризма и насилия на страницах социальных сетей строго преследуется по закону.

Информационная грамотность

В контексте информационной культуры определено понятие информационной грамотности, введенного Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL) в 2006 году. Понятие информационной грамотности включает в себя навыки работы с информацией, необходимые для эффективного поиска и использования информации, оценки эффективности и достоверности информации, соблюдения правовых и этических норм.

Информационная культура

Рис. 2. Международная эмблема информационной грамотности.

Большое внимание уделяется вопросам формирования и развития информационной культуры со стороны международной организации ЮНЕСКО. Отдел Цифровой педагогики и учебных материалов ИИТО ЮНЕСКО ведет активную работу в сфере продвижения медийно-информационной грамотности.

Информационная культура

Рис. 3. Эмблема ЮНЕСКО.

Что мы узнали?

Информационная культура в узком смысле рассматривается как комплекс теоретических знаний и практических навыков по работе с информацией. Многие организации международного уровня заняты вопросами информационной культуры и грамотности. Информационно культурный человек является уверенным пользователем продуктов информационно-коммуникационных технологий, а также знает правовые и этические нормы работы с информацией и строго следует им.

Предыдущая
ИнформатикаИерархическая система окружающего мира
Следующая
ИнформатикаИнформационное моделирование
Спринт-Олимпик.ру