Стремительный рост информационных ресурсов способствует повышению требований к информационной культуре современного общества. Некоторые аспекты информационной культуры рассмотрены в данной статье.
Информационная культура общения
Основы информационной культуры общения для современного общества обязательны как при вербальной коммуникации, так и в деловой переписке, которая, как правило, ведется через электронные письма и сообщения. Навыки пользования электронной почтой в современных реалиях являются необходимым элементом, обеспечивающим успешность деятельности человека. Но знание интерфейса и принципа функционирования программных решений для электронной почты, а также навыки работы с ней не достаточны для делового человека. Общаться через электронные письма следует также вежливо и культурно. Необходимо следовать ряду правил. Необходимо:
- всегда отвечать на входящую корреспонденцию;
- начинать письмо с приветствия;
- указывать тему электронного письма в соответствующем разделе;
- в письме употреблять деловую лексику, соблюдать правила правописания и пунктуации;
- подписывать письмо, желательно начиная фразой «С уважением».
Грамотная речь и вежливое обращение отличают культурного человека не только в реальном общении, но и в виртуальном.
Знания и умения в области информационных технологий отличают информационно культурного человека. Большой процент профессий на рынке труда связаны с реализацией информационных процессов: сбором, обработкой и хранением и передачей информации, а также подготовкой электронных документов. Для того чтобы иметь успех на профессиональном поприще, следует уметь работать с офисными приложениями. Навыки работы с текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных и программами для подготовки презентаций являются почти всегда необходимыми при устройстве на работу.
Правовые основы информационной культуры
Информационная культура заключается не только в уверенном использовании средств информационно-коммуникационных технологий, но и в следовании правовым и этическим нормам.
Существует де факто кодекс компьютерной этики, согласно которому запрещено использовать компьютер и интернет для распространения заведомо ложной информации, пользоваться файлами и программами, которые не предназначены для свободного использования, а также нести социальную ответственность за использование разрабатываемых программ и систем.
Существует ряд законодательных актов, регулирующих права интеллектуальной собственности в среде ИКТ, то есть направленных против компьютерного пиратства:
- Статья 1253.1 Гражданского кодекса РФ (N 230-ФЗ) устанавливает ответственность информационного посредника за нарушение интеллектуальных прав за размещение и передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети.
- ФЗ (N 149-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регламентирует порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских прав.
Также законодательно запрещено использование в интернете контента, содержащего материалы, способствующие пропаганде насилия, порнографии и наркотиков. Сайты, чье содержание противоречит этическим нормам и запрещено Федеральными Законами, внесены в реестр доменных имен и универсальных указателей страниц. Этот вопрос регулируется законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
необходимо строго следовать законам, регулирующим вопросы работы с информацией. Использование пиратских программных продуктов, пропаганда наркотиков, терроризма и насилия на страницах социальных сетей строго преследуется по закону.
Информационная грамотность
В контексте информационной культуры определено понятие информационной грамотности, введенного Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL) в 2006 году. Понятие информационной грамотности включает в себя навыки работы с информацией, необходимые для эффективного поиска и использования информации, оценки эффективности и достоверности информации, соблюдения правовых и этических норм.
Большое внимание уделяется вопросам формирования и развития информационной культуры со стороны международной организации ЮНЕСКО. Отдел Цифровой педагогики и учебных материалов ИИТО ЮНЕСКО ведет активную работу в сфере продвижения медийно-информационной грамотности.
Что мы узнали?
Информационная культура в узком смысле рассматривается как комплекс теоретических знаний и практических навыков по работе с информацией. Многие организации международного уровня заняты вопросами информационной культуры и грамотности. Информационно культурный человек является уверенным пользователем продуктов информационно-коммуникационных технологий, а также знает правовые и этические нормы работы с информацией и строго следует им.