В 10 классе ученики изучают природные ресурсы как часть географической оболочки, а также ресурсообеспеченность разных стран. В статье анализируется география природных ресурсов, проблемы, связанные с их недостатком или интенсивным использованием.
Минеральные ресурсы
К этой группе относятся все полезные ископаемые. Топливные (нефть, газ, каменный уголь) сегодня считаются наиболее важными.
Лидеры по добыче нефти Саудовская Аравия, Россия, США, но многие месторождения истощены и уровень добычи падает. Россия ведет поиск новых месторождений, США пытаются перейти на другой источник нефти (горючие сланцы).
На шельфе Баренцева моря с 2014 года действует российская нефтяная платформа «Приразломная» – единственная в Арктике.
Первое место по добыче газа занимает Россия, открывая новые газоносные районы, используя передовые способы добычи.
В тройку «угольных» стран входят Китай, США, Россия.
Земельные ресурсы
В данную группу входят пашни, пастбища, луга, сады. Из всех стран мира наибольшими сельхозугодьями обладают США, Индия, Россия. В РФ в 90-е годы большие площади плодородных земель были выведены из оборота. В настоящее время происходит активное освоение заброшенных площадей. Сегодня Россия занимает первое место по урожаям зерновых культур и их экспорту.
Лесные ресурсы
На планете наблюдаются северный и южный лесные пояса. В северном преобладают хвойные виды (тайга), в южном – влажные леса экватора и прилегающих пространств. Почти 60% северных лесов принадлежит России, но для использования годится менее половины. Леса южного пояса сосредоточены в Латинской Америке, Австралии, Африке.
В XX-XXI веках леса вырубка лесов под строительство, пашни, для заготовки топлива, производства мебели приводит к обезлесению многих территорий. Мероприятия по восстановлению лесов недостаточны.
Водные ресурсы
Главный водный ресурс – пресная вода, составляющая 0,6% всех вод Земли. Обеспеченность чистой питьевой водой является проблемой для многих стран. Почти 50% жителей планеты не имеет водопровода. В засушливых областях женщины и дети проходят несколько километров до ближайшего источника, общего для людей и животных.
Потребление также отличается – жители США ежедневно расходуют 350-400 л воды, африканцы 10-15 л и меньше.
Для ликвидации дефицита питьевой воды прибрежные страны строят опреснительные станции.
Что мы узнали?
Мы узнали о географии мировых природных ресурсов, о лидерах по добыче топливных полезных ископаемых. Мы познакомились с проблемами недостатка питьевой воды, чрезмерной вырубкой лесов. Оказывается, пресную воду можно производить и обеспечить население чистой водой.