Российский машиностроительный комплекс объединяет в себе более 70 отраслей, основными среди которых являются приборо – и станкостроение, электротехника и инструментальная промышленность. Разделяясь на общее, тяжелое и среднее, машиностроение распределено по регионам неравномерно. Об этом и многом другом рассказано в статье о машиностроительном комплекс РФ, теме, изучаемой в 9 классе.
Европейский регион РФ производит 94, 6% от всего объема машиностроительной продукции, а азиатский – только 5,4%.
Общее машиностроение
Металло – и энергоемкость этой группы отраслей средняя, трудоемкость также невысока, так что размещение диктуется главным образом потребительским фактором. Некоторые предприятия территориально привязаны к металлургическим базам. Предприятия этой группы производят сельскохозяйственные агрегаты, оборудование для целлюлозо-бумажной и леской промышленности, оснащение для нефтеперерабатывающих заводов, фабрик легкой промышленности и отрасли строительства.
Среди предприятий общего машиностроения наиболее сильно завязано на потребительский фактор сельскохозяйственное машиностроение, поэтому оно распределено по регионам следующим образом: льноуборочные машины производят в Бежецке, картофелеуборочные – в Рязани, Ростов-на-Дону является центром производства зерноуборочных комбайнов наряду с Таганрогом и Красноярском. Воронеж, Курган и Новосибирск – еще три региона, где размещено много предприятий этой группы.
Среднее машиностроение
Среднее машиностроение отличается низкой металло – и высокой трудоемкостью. На предприятиях этой отраслевой группы производят вычислительную технику, автомобили, оборудование для полиграфии и медицины и т.д. Основных факторов, влияющих на размещение, два: потребительский и трудовой.
В группе стоит особо выделить автомобилестроение, центрами которого являются Центральный, Поволжский и Волго-Вятский экономические районы. Два самых крупных производителя – КамАЗ и ГАЗ – расположены в Набережных Челнах и Нижнем Новгороде соответственно.
Основные проблемы машиностроительного комплекса РФ
Можно назвать две современные проблемы машиностроительного комплекса России – это значительное сокращение производства и негативное влияние на окружающую среду.
Первая проблема берет начало в 90-х годах прошлого века, когда на рынке страны стало появляться оборудование иностранного производства. Импортные изделия отличаются более высоким качеством. Сейчас эта проблема решается реконструкцией старых предприятий и строительством новых, более современных. Инвестиционный приток в эту область значительный.
Экологическая проблема связана, с одной стороны, с истощением сырьевых ресурсов, что порождает необходимость поиска новых источников сырья для производств, а с другой – с тем, что данные производства негативно воздействуют на окружающую среду, загрязняя атмосферу, водоемы и почву.
Таблица машиностроительного комплекса
Тяжелое машиностроение |
Общее и среднее машиностроение |
Точное машиностроение |
Металлургическое машиностроение |
Химическое машиностроение |
Приборостроение |
Горное и Подъемно-транспортное машиностроение |
Станкостроительная и инструментальная промышленность |
Электронное машиностроение |
Энергетическое машиностроение |
Электротехническое машиностроение |
|
Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение |
||
Автомобильная промышленность |
Предприятия машиностроительного комплекса выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений. При этом, по разным данным, очистными сооружениями оснащено от 30 до 50% производств.
Что мы узнали?
Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо- и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы. В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение. Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции. Она решается переоснащением и инвестиционными вливаниями. Вторая – это негативное влияние производств на окружающую среду. Она требует, чтобы предприятия дооснащались очистными сооружениями.