Речь

Речь

Человека от остальных животных отличает наличие членораздельной речи – второй сигнальной системы. Когда именно возникла речь у человеческого рода, сказать трудно. Судя по анатомии, говорить могли уже гейдельбергские люди, жившие 800 тыс. лет назад.

  • лобные – воспроизводство речи;
  • височные – восприятие устной речи;
  • теменная – понимание звуков;
  • затылочная – восприятие письменной речи.

Речь

Рис. 1. Доли мозга.

Чтобы произнести мысль вслух, нужны дополнительные органы периферического отдела. Их описание и функции представлены в таблице.

Речь

Рис. 2. Строение периферического отдела речевого аппарата.

Группа органов

Состав

Функции

Дыхательные

– трахея;

– бронхи;

– лёгкие;

– диафрагма;

– межрёберные мышцы

Формирование звуков на выдохе. Сокращение мышц позволяет контролировать мощность звука. Чем сильнее сокращаются мышцы, тем сильнее выталкивается воздух, и голос становится громче

Пассивные

– зубы;

– твёрдое нёбо;

– глотка;

– гортань;

– полость носа;

– альвеолы

Неподвижные органы, помогающие задерживать и направлять звук

Активные

– язык;

– губы;

– мягкое нёбо;

– маленький язычок;

– надгортанник;

– голосовые связки;

– нижняя челюсть

Подвижные органы, формирующие членораздельные звуки

Главный орган воспроизводства звуков – голосовые связки. Это две складки слизистой оболочки гортани, которые за счёт мышц сходятся и расходятся при говорении.

Речь

Рис. 3. Строение голосовых связок.

Пассивные и активные органы речи составляют артикуляционный аппарат, с помощью которого звуки, образующиеся голосовыми связками, преобразуются в членораздельную речь. Важный орган артикуляционного аппарата – язык. Этот подвижный мускулистый орган помогает формировать точные звуки слов. Дикция во многом зависит от подвижности языка.

Образование звуков

Звукоизвлечение с помощью периферического отдела речевого аппарата называется артикуляцией.
В процессе артикуляции различают три фазы:

  • приступ или экскурсия – возбуждение органов речи;
  • выдержка – сохранение положения органов для воспроизводства необходимых звуков, говорение;
  • отступ или рекурсия – возвращение артикуляционных органов в привычное, спокойное состояние.

При выдохе воздух проходит из лёгких по верхним дыхательным путям через голосовые складки. Если связки напряжены и сомкнуты, получается звук за счёт вибрации. Далее образованные вибрации вместе с воздухом достигают глотки, полости носа и рта. С помощью мышц губы, язык, мягкое нёбо складываются особым образом, чтобы получился звук.

В процессе частого говорения вырабатывается условный рефлекс, и человеку не приходится каждый раз думать, как поставить язык или куда направить поток воздуха, чтобы получилось слово. При изучении иностранных слов активным органам речевого аппарата приходится перестраиваться, переучиваться, поэтому иностранцы говорят с акцентом.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали о строении органов, воспроизводящих звук и формирующих членораздельную речь. К ним относятся органы дыхания, выталкивающие воздух через голосовые связки (складки), неподвижные органы, задерживающие звук, активные органы, помогающие произносить слова. Главные органы воспроизводства звука и формирования речи – голосовые связки и язык. Регулируют воспроизводство речи центры головного мозга.

Предыдущая
БиологияРазмножение спорами
Следующая
БиологияРечной рак
Спринт-Олимпик.ру