Эволюция человека

Эволюция человека

Вопрос о происхождении человека однозначно не разрешён. На этот счёт существует несколько теорий. Одной из них является теория эволюции.

Человек разумный – один из видов

Говоря об эволюции человека, мы говорим о происхождении вида человек разумный (Homo sapiens). Согласно теории эволюции, он произошёл постепенно, за миллионы лет, от видов, которые сами уже исчезли с лица Земли.

Современные виды приматов не являются предками человека. Они также произошли от каких-то предшествующих видов, которые давно вымерли.

Палеонтология

Наукой, изучающей ископаемые остатки живых организмов, а также следы их жизнедеятельности, является палеонтология.

Палеонтологические находки:

  • показывают какие виды существовали ранее;
  • позволяют учёным сформировать ряд следующих друг за другом во времени видов;
  • являются доказательствами эволюционного процесса.

Предки человека

Обезьяны – это лесные животные. Считается, что переход к человеку начался, когда один из видов древних обезьян стал осваивать саванны и редколесья.

Среди палеонтологических находок – множество различных видов, занимающих промежуточное положение между обезьянами и людьми.

Австралопитек

Слово «австралопитек» обозначает «южная обезьяна». Он впервые найден в Южной Африке и считается одной из переходных стадий от обезьян к человеку.

Эволюция человека

Рис. 1. Реконструкция австралопитека.

Существовало несколько видов австралопитеков. Один из них открыт недавно, в 2010 году. Все австралопитеки отличались прямохождением.

Прямохождение способствовало развитию мозга, а освободившимися руками австралопитеки научились изготавливать простейшие орудия труда из дерева, кости и камня.

Человек умелый (Homo habilis)

Это первый вид, который перешёл на регулярное изготовление каменных орудий труда. Фактически, это первая ступень в лестнице эволюции со статусом «человек» (Homo).

Эволюция человека

Рис. 2. Реконструкция Homo habilis.

Питекантроп

Питекантроп, или человек прямоходящий, – это второй вид человека, отличающийся от умелого значительно большим объёмом мозга.

Неандерталец (Homo neanderthalensis)

Этот вид человека очень похож на нас, а некоторые его представители имели даже больший, чем у нас объём мозга.

Эволюция человека

Рис. 3. Реконструкция Homo neanderthalensis.

Неандертальцы не были дикарями, они:

  • строили настоящие дома с двускатной кровлей;
  • высекали и поддерживали огонь;
  • заботились об инвалидах;
  • изготавливали множество видов каменных орудий;
  • проводили ритуалы;
  • имели зачатки искусства.

Кроманьонец

Кроманьонец – это человек современного типа, наш ближайший предок.
Кроманьонцы умели:

  • шить одежду;
  • делать посуду;
  • изготавливать сложные орудия труда;
  • занимались искусством.

Таблица «Этапы эволюции человека»

Стадии

Австралопитек

Человек умелый

Питекантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Период

5,0 – 1,75 млн лет назад

2,3 – 1,5 млн лет назад

1,8 – 0,7 млн лет назад

130 – 28 тыс. лет назад

40 тыс. лет назад

Объём мозга, см³

550 – 650

650

1100

1400 – 1740

1600 – 1900

Рост, см

120 – 150

150

150 – 160

155 – 165

180 – 187

Орудия труда

Использование природных предметов

Примитивные орудия труда

Каменные рубила, скребки, проколки и т. д.

Разнообразные инструменты

Сложные и многообразные инструменты, оружие, статуэтки

Теория эволюции не является законченной. Она постоянно меняется и развивается. В последнее время появились новые данные, говорящие о том, что питекантропы являются, вероятно, тупиковой ветвью и не являются предками человека разумного.

Современная биологическая эволюция человека

Биологически человек разумный практически не изменился за 40 тысяч лет. Теперь он меняется за счёт социальных факторов.

Человек приспосабливается к тому или иному обществу, осваивает для жизни новые технологии, профессии, вырабатывает новые культурные правила.

Хотя, надо признать, что существует явление акселерации, т. е. ускорения роста и развития детей и подростков по сравнению с темпами прошлых поколений.

Но оценить, имеет ли отношение акселерация к эволюции, можно будет потом.

Что мы узнали?

Готовя доклад или домашнее задание по биологии 9 класса по теме «Эволюция человека», выделим главное. Теория эволюции утверждает, что виды изменяются, образуя новые виды. Основные изменения, приводящие к развитию мозга и психики связаны с переходом наших предков к прямохождению и работе с орудиями. Ранние звенья в цепочке видов-предшественников отличаются от поздних: меньшим ростом, меньшим объёмом мозга, меньшими способностями к общественной жизни.

Предыдущая
БиологияЭволюция биосферы
Следующая
БиологияЭволюция кровеносной системы
Спринт-Олимпик.ру