Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885 гг.) — русский историк, правовед, социолог, публицист, общественный деятель, профессор Петербургского университета. В молодости западник, в 1850-х годах стал либералом. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, преподавал русскую историю и гражданское право цесаревичу Николаю Александровичу, старшему сыну императора Александра II.
В этот же период Константин Кавелин получил предложение преподавать русскую историю и гражданское право наследнику престола, старшему сыну императора Александра II, цесаревичу Николаю Александровичу.
Общественная деятельность
В 1840-х годах Кавелин близко сошелся с известными западниками — Некрасовым, Панаевым, Тургеневым. Он входил в кружок Белинского, имел тесные контакты с Герценом, опубликовал ряд статей в «Современнике» и «Отечественных записках».
В конце 1850-х Кавелин сблизился со славянофилами. В 1866 году представил императору свою записку под названием «О нигилизме и мерах против него необходимых».
Впоследствии Константин Дмитриевич отошёл и от западников, и от славянофилов. По его мнению, их взгляды были устарелыми и нужно было заняться изучением реальных явлений в жизни русской земли, русского народа, без каких-либо предпосылок.
Еще в 1855 году Кавелин составил и распространил свою «Записку» об освобождении крестьян с землёй за выкуп в пользу помещиков при содействии государства. Она вызвала большой резонанс в обществе, и Кавелин был отстранён от преподавания наследнику престола.
Поскольку профессорская деятельность оставалась для Кавелина закрытой до 1877 года, он сосредоточил свои силы на общественной деятельности и развитии сельского хозяйства у себя в имении.
В 1878 году Кавелин занял кафедру гражданского права Военно-юридической академии, а в 1882–1884 годах был президентом Вольного экономического общества.
Константин Кавелин скончался 3 мая 1885 года от крупозного воспаления легких.
Основные труды
При изучении краткой биографии Кавелина Константина стоит отметить, что он стал одним из основателей государственной школы в русской историографии. Он всячески развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По мнению Кавелина, государство было высшей формой общественного устройства в истории России, а власть — движущей силой и гарантом прогресса.
К трудам Кавелина по философии относятся «Задачи психологии» и «Задачи этики». Исторические взгляды Константина Дмитриевича сформулированы в работах: «Взгляд на юридический быт Древней России», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории».
Предыдущая