Прямая речь — это… (схемы оформления с примерами)

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Рассмотрим, что такое пря­мая речь, спо­со­бы её оформ­ле­ния с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния. Приведем при­ме­ры и схе­мы пред­ло­же­ний с пря­мой речью.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

«Да не пере­жи­вай ты так!» — ска­за­ла сест­ра и обод­ря­ю­ще улыб­ну­лась мне.

«Что мне отве­тить ему?» — поду­ма­ла Катя.

Прямая речь - это... (схемы оформления с примерами)

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

  • сло­ва автора;
  • речь дей­ству­ю­ще­го лица.

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

Примерыска­зать, гово­рить, спро­сить, поин­те­ре­со­вать­ся, отве­тить, про­мол­чать, шеп­тать, кри­чать, при­ка­зать, решить, про­сить, думать, поду­мать, вспом­нить и пр.

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

Примерыуди­вить­ся, насто­ро­жить­ся, обра­до­вать­ся, засме­ять­ся, вздох­нуть, оби­деть­ся, огор­чить­ся, ужас­нуть­ся и пр.

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед сло­ва­ми автора;
  • после автор­ских слов;
  • внут­ри автор­ской речи;
  • сло­ва авто­ра внут­ри пря­мой речи.

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

  • А (а) — сло­ва автора;
  • П (п) — пря­мая речь.

Прямая речь перед словами автора

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие ста­вят­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

Схемы«П», — а.«П!» — а.«П?» — а.«П…» — а.

Примеры

«Я уже про­чи­та­ла эту повесть Пушкина», — ска­за­ла Аня.

«Сколько мож­но звать тебя!» — вос­клик­ну­ла сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огор­чи­лась Настя.

«Как здесь тихо и тем­но…» — поду­мал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если сло­ва авто­ра вво­дят пря­мую речь, то после них ста­вят­ся двое­то­чие, а пря­мая речь оформ­ля­ет­ся кавыч­ка­ми. Первое сло­во пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це пря­мой речи ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак кон­ца пред­ло­же­ния. Учтем, что вопро­си­тель­ный, вос­кли­ца­тель­ный знак и мно­го­то­чие ста­вят­ся перед кавыч­ка­ми, а точ­ка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

СхемыА: «П».А: «П ?»А: «П !»А: «П…»

Примеры пред­ло­же­ний

Саша ска­зал сво­е­му дру­гу Алёшке: «Я отре­мон­ти­ро­вал вело­си­пед и нака­чал шины, можем поехать на реку».

Мама взгля­ну­ла в окно и вздох­ну­ла: «Когда же закон­чит­ся этот нуд­ный дождь?»

Через мину­ту из дома на крыль­цо выско­чил босо­но­гий Петька и закри­чал: «Айда на речку!»

Валя с гру­стью поду­ма­ла: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делит­ся на две части, если автор­ские сло­ва нахо­дят­ся в её середине.

Если пря­мая речь пред­став­ля­ет собой одно пред­ло­же­ние, кото­рое раз­ры­ва­ет­ся сло­ва­ми авто­ра, то после пер­вой её части ста­вит­ся запя­тая и тире, а сло­ва авто­ра пишут­ся с малень­кой бук­вы. После них сно­ва ста­вит­ся запя­тая и тире. Прямая речь про­дол­жа­ет­ся со строч­ной бук­вы. В кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий цели или инто­на­ции пред­ло­же­ния пунк­ту­а­ци­он­ный знак.

Схема«П, — а, — п».

«В весен­нем саду, — ска­за­ла Лена, — лепест­ки цве­тов ябло­ни как розо­вое облако».

Если пря­мая речь состо­ит из несколь­ких пред­ло­же­ний, а сло­ва авто­ра рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду ними, то зна­ки пре­пи­на­ния после пер­вой части пря­мой речи те же. После слов авто­ра ста­вит­ся точ­ка и тире. Следующее пред­ло­же­ние пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак препинания.

Схемы«П , !? — а. — П».«П , — а. — П !»«П, — а. — П ?»«П , — а. — П…»

Примеры пред­ло­же­ний

«Сегодня чудес­ный день, — ска­за­ла Ирина маме.- Я, пожа­луй, позво­ню подру­ге и схо­жу с ней в зоопарк».

«На ули­це мороз­ный ветер, — сооб­щи­ла Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испу­гал­ся маль­чик. — Кто там?»

«Постой тут…- про­шеп­та­ла она.- А сей­час зво­ни в дверь».

В сло­вах авто­ра могут быть два гла­го­ла со зна­че­ни­ем речи или мыс­ли. Первый гла­гол отно­сит­ся к пер­вой части пря­мой речи, а вто­рой вво­дит вто­рое пред­ло­же­ние. Тогда после слов авто­ра ста­вит­ся двое­то­чие и тире. А вто­рая часть пря­мой речи пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, как пред­став­ле­но на схеме.

Схема«П, — а: — П».

«Я сего­дня что-то при­то­мил­ся, — ска­зал отец и доба­вил: — Отдохну немно­го и тогда помо­гу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова авто­ра могут «обрам­лять» пря­мую речь. Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ля­ют­ся так, как пред­став­ле­но на схемах.

СхемыА: «П» — а.А: «П!» — а.А: «П?»- а.А: «П…» — а.

Особо обра­тим вни­ма­ние на слу­чай, когда после пря­мой речи ста­вит­ся толь­ко запя­тая, а не тире.

СхемаА: «П», а.

При рас­ста­ва­нии друг ска­зал мне напо­сле­док: «Может, мы нико­гда боль­ше не уви­дим­ся с тобой», груст­но вздох­нул и обнял меня.

Прямую речь мож­но убрать, и тогда выяс­нить­ся, что запя­тая необ­хо­ди­ма в пред­ло­же­нии, оформ­ля­ю­щем пере­чис­ле­ние одно­род­ных сказуемых:

При рас­ста­ва­нии друг сказал мне напо­сле­док, груст­но вздох­нул и обнял меня.

Примеры

Его сло­ва: «Тихо вокруг» — про­зву­ча­ли неожи­дан­но громко.

На зов внуч­ки:» Пойдёмте играть в шаш­ки!» — бабуш­ка толь­ко уко­риз­нен­но посмот­ре­ла на неё, не пере­ста­вая поме­ши­вать кипя­щее варе­нье в широ­кой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чув­ству­е­те?» — сму­тил Надюшу.

Его прось­ба, выска­зан­ная со сму­ще­ни­ем в голо­се: «Обожди немно­го…» — про­зву­ча­ла некстати.

Видео «Прямая речь»

Предыдущая
Пунктуация«Да» в значении и нужна ли запятая?
Следующая
ПунктуацияВставные конструкции в русском языке (примеры)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить