Орфоэпические нормы — это… (примеры)

Орфоэпические нормы русского языка – это правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных), определённых звукосочетаний, некоторых слов и их форм. В основе орфоэпических норм лежат фонетические законы русского языка.Узнаем, что такое орфоэпические нормы русского языка, с какой целью их следует соблюдать в устной речи.

Произносительные нормы русского языка изучает специальный раздел языкознания, который называется орфоэпией. Лингвистический термин «орфоэпия» восходит к греческим словам orthos, что значит «правильный», и epos — «речь».  Орфоэпия изучает нормы правильного произношения слов в речи.

Литературное произношение отражает бережное отношение к слову и является важным показателем речевой культуры, связанной с доступностью и ясностью звучащей речи.

Ученые выделяют высокий, нейтральный и разговорный стили произношения.

В речевой практике основная роль принадлежит нейтральному стилю речи, который в наиболее доступной форме доносит до слушателей смысл и содержание любого высказывания.

Соблюдение единообразия в произношении звуков и слов очень важно в речи, так как облегчает и ускоряет процесс общения между говорящими. Как ни прискорбно, но сейчас мы часть слышим слово «щас» вместо «сейчас», «ничё» вместо «ничего», «тыща» вместо «тысяча» и пр., что значительно снижает качество и культуру речи, вызывает негативные реакции слушателей.

В настоящее время, когда устная речь стала средством самого широкого общения, очень велика роль правильного произношения. С этой точки зрения рассмотрим основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка в постановке ударения и произношения

  • звуков (гласных и согласных);
  • cочетаний звуков;
  • заимствованных слов.

Орфоэпические нормы произношения звуков

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка требуют правильного произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков в словах.

Орфоэпические нормы - это... (примеры)

Произношение гласных звуков

В русском языке гласные звуки произносят ясно и чётко только в ударной фонетической позиции в слове. Во всех безударных положениях с ними происходят качественные и количественные фонетические изменения, которые называются редукцией.

Рассмотрим некоторые особенности произношения гласных звуков.

1. Гласные звуки [а] и [о], находящиеся в первом предударном слоге, не различаются. Это значит, что вместо звука [о] звучит [а]:

  • гото́вый [г а т о в ы й’];
  • поле́но [п а л’ е н ъ].

В остальных безударных слогах гласные [а] и [о] произносятся менее отчетливо, чем под ударением:

  • сла́дости [с л а д ъ с’ т’ и];
  • показа́ть [п ъ к а з а т’].

В начале слова буквы «а» и «о»  произносятся как звук [а]:

  • операция — [а]перация;
  • обозначить — [а]бозначить;
  • открытие — [а]ткрытие.

2. В первом предударном слоге гласная «а» после шипящих и «ц» произносится как несколько ослабленный звук [а]:

  • [ша]ла́ш;
  • [жа]рко́е;
  • [ша]лу́н;
  • [ца]ри́ца.

В других безударных слогах после шипящих и «ц» произносится редуцированный звук [ъ]:

  • шалопа́й [ш ъ л а п а й’];
  • сту́жа [с т у ж ъ];
  • сини́ца [с’ и н’ и ц ъ].

В первом предударном слоге после мягких согласных [ч’] и [щ’] вместо [а] произносится звук, средний между [и] и [э]:

  • щаве́ль [щ’ иэ в’ э л’];
  • части́ца [ч’ иэ с т’ и ц ъ].

В остальных безударных слогах вместо [а] звучит краткий звук, напоминающий [и]:

  • часово́й [ч’ и с а в о й’]

3. Буквы «е» и «я» после мягких согласных в первом предударном слоге произносим как нечто среднее между [и] и [э]:

  • беле́ть [б’ иэ л’ э т’];
  • обтянуть [а б т’ иэ н у т’].

4.  Согласно орфоэпической норме русского языка в первом предударном слоге после [ж], [ш] и [ц] гласная «е» произносится как средний звук между [ы] и [э]:

  • желто́к [ж ыэ л т о к];
  • шепта́ть [ш ыэ п т а т’];
  • цена́ [ц ыэ н а].

В остальных безударных слогах после твердых согласных [ж], [ш] и [ц] произносится звук [ъ]:

  • жесткова́тый [ж ъ с т к а в а т ы й’];
  • шевели́ть [ш ъ в’ и л’ и т’];
  • целова́ть [ц ъ л а в а т’].

5. В живой речи нередко возникает сомнение в произношении слов:

  • оседлый или осёдлый;
  • стежка или стёжка;
  • никчемный или никчёмный.

Такие затруднения возникают как следствие перехода звука [э] в [о] под ударением после мягких согласных. Согласно орфоэпической норме в современном русском литературном языке с ударным звуком [о] произносятся слова:

жёлоб, жёрдочка, белёсый, никчёмный, одноимённый, полёживать, расплёскивать, старьёвщик, гладкошёрстный, осётр, подоплёка, хвалёный, стёжка, новорождённый и пр.

Под ударением правильно произносим звук [э] в словах:

афера, аферист, гололедица, дверка, опека, оседлый, современный, одновременный, гренадер, истекший, недоуменный, можжевельник, шлем и пр.

У ряда слов русского языка существуют нормативные варианты произношения:

  • желчь и жёлчь;
  • хо́леный и холёный;
  • береста́ и берёста
  • маневр и манёвр.

Произношение согласных и их сочетаний

1. При произношении согласных обратим внимание, что в устной речи происходит обязательное оглушение звонких согласных, находящихся в конце слова. В такой фонетической позиции звонкие согласные переходят в парные им глухие звуки.

Правильно произносим слова:

  • берег [к];
  • город [т];
  • мороз [с];
  • плов [ф].

При сочетании звонкого и глухого согласного происходит уподобление звуков. Звонкий согласный переходит в парный глухой:

  • книжка — кни[ш]ка;
  • ковка — ко[ф]ка;
  • нарезка — наре[с]ка;
  • второй [ф т о р о й’].

Если в слове глухой согласный находится перед звонким, то происходит его озвончение:

  • сделать — [з]делать;
  • сбор [з б о р ];
  • отбирать [а д б’ и р а т’].

2. Сочетания согласных «сш» и «зж» произносим как долгий согласный звук [ш:] в словах:

  • расшуметься — ра[ш:]уметься;
  • низший — ни[ш:]ий.

Как долгий твердый согласный звук [ж:] произносятся сочетания согласных «сж» и «зж» в словах:

  • разжалобить — ра[ж:]алобить;
  • сжечь — [ж:]ечь.

В соответствии с нормами русского литературного языка сочетание согласных «сч» произнесем как долгий мягкий звук [ш’:]:

  • счастливый — [ш’:]астливый;
  • счесать — [ш’:] чесать;
  • считалка — [ш’:]италка.

3. Согласные звуки [т], [д], [в] являются непроизносимыми в сочетаниях букв «стн», «здн», «стл», «вст»:

  • ненастный — ненa[сн]ый;
  • праздник — пра[зн’]ик;
  • совестливый — сове[сл’]ивый;
  • здравствовать — здра[ст]вовать;
  • чувственный — чу[ст]венный.

4. Согласно орфоэпической норме вместо орфографического написания букв «чн» в ряде слов русского языка звучит сочетание согласных [шн]:

  • ску[шн]о;
  • наро[шн]о;
  • коне[шн]о;
  • яи[шн]ица;
  • праче[шн]ая;
  • пустя[шн]ый;
  •  скворе[шн]ик.

При произношении женских отчеств с конечным буквосочетанием -ична звук [ч’] заменяется на [ш]: Никити[шн]а, Ильини[шн]а, Фомини[шн]а.

Ряд слов имеют вариативное произношение:

  • було[чн]ый и було[шн]ый;
  • двухкопее[чн]ый и двухкопее[шн]ый;
  • порядо[чн]ый и порядо[шн]ый;
  • лаво[чн]ик и лаво[шн]ик и пр.

Сочетание согласных звуков [чн] сохраняется в большинстве слов, принадлежащих к книжной лексике:

  • скрипичный;
  • алчный;
  • маркировочный;
  • цветочный;
  • сточный.

5. На стыке корня и суффикса относительных прилагательных сочетания согласных «дс» и «тс» произносятся как твердый звук [ц]:

  • флотский — фло[ц]кий;
  • солдатский — солда[ц]кий;
  • городской — горо[ц]кой;
  • заводской — заво[ц]кой.

У возвратных глаголов 3 лица и в неопределенной форме сочетания согласных -тся и -ться следует произносить c долгим звуком [ц:]:

  • она волнуется — волнуе[ц:а];
  • нужно бороться — боро[ц:а].

Произношение заимствованных слов

В русской речи заимствованные слова имеют некоторые особенности в произношении. Рассмотрим их и приведем примеры.

В словах иноязычного происхождения безударные гласные [а] и [о] произносятся  так же, как и в исконно русских словах:

  • арома́т [а р а м а т];
  • бордю́р [б а р д’ у р];
  • фолиа́нт [ф ъ л’ и а н т].

Безударный гласный [о] звучит лишь в некоторых заимствованных словах:

  • колле́га;
  • оте́ль;
  • боа́;
  • поэ́т;
  • кака́о;
  • ра́дио;
  • оа́зис.

Отметим также такую фонетическую особенность, как произношение твердого согласного перед буквой «е» в иноязычных словах:

ателье, атеист, антенна, адекватный, анестезия, астения, бандероль, брудершафт, декольте, дельта, декор, денди, модель, детектив, интерьер, орхидея, тоннель, партер, рандеву, сарделька, тире, фрикаделька, цитадель, шедевр и пр.

В аналогичной ситуации перед «е» укажем звучание мягкого согласного в словах:

академия,  бенефис, берет, декада, демократия, демон, дефис, депеша, демонстрация, идеология, одеколон, музей, спортсмен, комбинезон, эпидемия, термин, рейс, шинель и пр.

Ряд заимствованных слов имеют нормативные варианты произношения как с твердым, так и с мягким согласным:

артерия, депрессия, дегустация, дедуктивный, дезинфекция, интервал, претензия, интеграл, кратер, лотерея и пр.

Ударение в словах

Ударение является важной фонетической приметой каждого слова. Правильная постановка ударения в слове является показателем культуры говорящего. Большинство слов русского языка имеют неподвижное ударение (чита́ть, чита́ешь, чита́ла и пр.). Но все же допускаются ошибки в постановке ударения в словах:

  • звони́ть — звони́т, звони́шь;
  • избалова́ть — избалу́ю, избалу́ешь;
  • бало́ванный;
  • торт — то́рты;
  • лифт — ли́фты;
  • аге́нт;
  • парте́р;
  • цеме́нт и пр.

Отметим, что в русском языке в грамматических формах некоторых слов ударение подвижное. Согласно орфоэпической норме в кратких формах прилагательных женского рода ударение переходит на гласный окончания:

  • у́зкий — у́зок, узка́;
  • ги́бкий — ги́бок, гибка́;
  • ти́хий — тих, тиха́.

У глаголов в форме прошедшего времени женского рода ударение перемещается на гласный окончания. Сравним:

  • ждать — ждала́;
  • поня́ть — поняла́;
  • разли́ть — разлила́;
  • приня́ть — приняла́;
  • прода́т ь — продала́.

В русском языке у ряда слов отметим вариативное ударение:

  • тво́рог и творо́г;
  • ба́ржа и баржа́;
  • пе́тля и петля́;
  • при́горшня и приго́ршня.

Видео «Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

Тест

Вопрос 1 из 30В каком слове ударение падает на первый слог? жалюзи  отрочество  завидно  приговор  Узнать ответ

Предыдущая
Культура речиСинтаксические нормы русского языка. Примеры
Следующая
Культура речи«Кровель» или «кровлей», как правильно?
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру