Разносклоняемые существительные — это… (примеры)

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные — это 10 слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя (бре­мя, вре­мя, вымя, зна­мя, имя, пла­мя, пле­мя, темя, семя, стре­мя), суще­стви­тель­ные «путь» и «дитя», кото­рые име­ют сме­шан­ное скло­не­ние.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов скло­не­ния.

Разносклоняемые существительные - это... (примеры)

Особенности склонения разносклоняемых существительных

Слова, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -мя, и суще­стви­тель­ное «дитя» име­ют кате­го­рию сред­не­го рода, а суще­стви­тель­ное «путь» с нуле­вым окон­ча­ни­ем — муж­ско­го рода (срав­ним: сло­во «стол» с нуле­вым окон­ча­ни­ем муж­ско­го рода явля­ет­ся суще­стви­тель­ным вто­ро­го скло­не­ния). Все же  эти сло­ва не явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми вто­ро­го скло­не­ния.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому:

В фор­ме роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей в един­ствен­ном чис­ле име­ют окон­ча­ние суще­стви­тель­ных тре­тье­го скло­не­ния , напри­мер как сло­во «ночь» жен­ско­го рода.

  • р.п. наступ­ле­ние (чего?) ночи;  древ­ко (чего?) зна­мени;
  • д.п. раду­юсь (чему?) ночи; зна­мени;
  • п.п. думаю (о чём?) о ночи, о зна­мени.

Склонение слов «время» и «путь»

Понаблюдаем, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «вре­мя» и «путь»:

  • и.п. (что?) время, вре­мена
  • р.п. мно­го (чего?) вре­мени, вре­мён
  • д.п. (чему?) вре­мени, вре­менам
  • в.п. (что?) время, вре­мена
  • т.п. рас­по­ла­гаю (чем?) вре­менем, вре­менами
  • п.п. забо­чусь (о чём?) о вре­мени, о вре­менах

 

  • и.п. (что?) путь, пути
  • р.п. направ­ле­ние (чего?) пути, путей
  • д.п. иду (по чему?) по пути, по путям
  • в.п. вижу (что?) путь, пути
  • т.п. любу­юсь (чем?) путём, путями
  • п.п. нахо­жусь (в чём?) в пути, (о чём?) о путях

В фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные при­ни­ма­ют окон­ча­ние суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния -ем/-ём.

Сравним:

  • т.п. любу­юсь (чем?) морем, огнём;
  • т.п. иду (чем?) путём; гор­жусь (чем?) зна­менем, именем, пла­менем и т.д.

При изме­не­нии суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя, в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей един­ствен­но­го чис­ла и во всех паде­жах мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен/-ён:

  • зна­мя — знамени, знамён   
  • имя — имени, имён   
  • пле­мя — племени, племён   

В мор­фем­ном соста­ве слов «семя» и «стре­мя» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ян-:

  • семя — семени, семян;
  • стре­мя -стремени, стремян.

Будем учи­ты­вать, что раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «пла­мя» и «темя» не име­ют форм мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Склонение существительного «дитя»

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Существительное «дитя» в роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном паде­же име­ет фор­му «дитя­ти», как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в тво­ри­тель­ном — «дитя­тей» (дитя­тею).

Сравним:

  • ули­ца — улицей,
  • армия — армией

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

  • и. п. (кто?) дитя
  • р. п. голо­сок (кого?) дитяти
  • д. п. иду (к кому?) к дитяти
  • в. п. колы­шу (кого?) дитя
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитятей (дитятею)
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитяти

Видеоурок


Предыдущая
Части речиСуществительные собственные и нарицательные (35 примеров)
Следующая
Части речиКакого склонения слово "время"?
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить