Отвлеченные существительные – это… (примеры)

Отвлеченные суще­стви­тель­ные — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие абстракт­ные поня­тия, дей­ствия, состо­я­ния, каче­ства, отвле­чен­ные от их про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля (ува­же­ние, прось­ба, сме­лость, болезнь, жара, сла­дость).

Узнаем, что такое отвле­чен­ные (абстракт­ные) име­на суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке, ука­жем их семан­ти­че­ские груп­пы, опре­де­лим грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, спо­со­бы обра­зо­ва­ния. Приведем при­ме­ры отвле­чён­ных имен суще­стви­тель­ных.

Что такое отвлечённые существительные?

Отвлеченные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют пред­ме­ты, кото­рые нель­зя взять в руки, потро­гать, погла­дить, смять, изме­рить и пр. О них толь­ко мож­но поду­мать, пораз­мыш­лять, опи­сать или про­ана­ли­зи­ро­вать. Их еще назы­ва­ют тер­ми­ном «абстракт­ные суще­стви­тель­ные». Они суще­ству­ют как назва­ния явле­ний, состо­я­ний, поня­тий и при­зна­ков в отвле­че­нии от их про­из­во­ди­те­ля:

  • друж­ба
  • храб­рость
  • полёт
  • стрем­ле­ние
  • выбо­ры

По зна­че­нию отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные мож­но рас­пре­де­лить по семан­ти­че­ским груп­пам:

1. сло­ва, назы­ва­ю­щие чув­ства

  • сожа­ле­ние
  • горе
  • печаль
  • зависть

2. абстракт­ные при­зна­ки

  • голу­биз­на
  • чисто­та
  • синь

3. дей­ствия и игры

  • прят­ки
  • салоч­ки
  • рас­кра­ши­ва­ние
  • ходь­ба

4. состо­я­ния

  • задум­чи­вость
  • бед­ность
  • болезнь
  • нище­та

и др.

Отвлеченные существительные - это... (примеры)

Особенности абстрактных существительных

Грамматической осо­бен­но­стью абстракт­ных имен суще­стви­тель­ных явля­ет­ся то, что они не изме­ня­ют­ся по чис­лам, а име­ют либо фор­му толь­ко един­ствен­но­го чис­ла, либо толь­ко мно­же­ствен­но­го:

  • любовь, про­сто­та, низи­на, удив­ле­ние;
  • деба­ты, про­во­ды, хло­по­ты, кани­ку­лы.

В раз­го­вор­ной речи или в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре абстракт­ные суще­стви­тель­ные ино­гда могут при­ни­мать фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Надо мною неж­но, слад­ко
три луча затре­пе­та­ли,
то зеле­ная лам­пад­ка
«Утоли мои печа­ли»… (Л.Л. Эллис. В вагоне).

Отвлеченные суще­стви­тель­ные не соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми. Они могут ино­гда упо­треб­лять­ся с коли­че­ствен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми, при­об­ре­тая при этом кон­крет­ное зна­че­ние:

У меня теперь было толь­ко две радо­сти: пони­ма­ние ситу­а­ции и твер­дая уве­рен­ность в успе­хе.

В раз­го­вор­ной речи абстракт­ные суще­стви­тель­ные часто соче­та­ют­ся со сло­ва­ми, име­ю­щи­ми неопределённо-количественное зна­че­ние:

  • мало радо­сти;
  • мно­го суе­ты;
  • сколь­ко успе­ха;
  • уйма тре­во­ги;
  • капель­ку забо­ты.

Суффиксы отвлеченных существительных

Отвлеченные суще­стви­тель­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са от одно­ко­рен­ных  при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов:

  • синий → синь  
  • далё­кий → даль  
  • теп­лая пого­да → тепл  о
  • вос­тор­гать­ся → вос­торг  
  • при­зы­вать → при­зыв  
  • рас­цве­тать → рас­цвет  .

В обра­зо­ва­нии абстракт­ных суще­стви­тель­ных очень про­дук­ти­вен суф­фикс -ость-:

  • блед­ность
  • кис­лот­ность
  • частот­ность
  • тру­сость
  • робость

Многие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы участ­ву­ют в созда­нии отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных. Составим нагляд­ную таб­ли­цу суф­фик­сов отвле­чён­ных имен суще­стви­тель­ных и при­ве­дем при­ме­ры.

-ость- бледность, кис­лотность, частотность
-есть- свежесть, шипучесть
-ств-/-еств- упрямство, изящество, про­рочество
-изм- туризм, героизм, оптимизм
ствиj странстви[j][э], след­ствие, наше­ствие
-от- беднота, высота, красота
-изн- желтизна, кривизна, новизна
-ениj- вос­хищени[j][э], рождение
-ин- вершина, глубина, величина
-тиj- поняти[j][э], взя­тие, взду­тие
-ациj- ком­бинаци[j][а], коро­на­ция
Предыдущая
Части речиСобирательные существительные - это... (примеры)
Следующая
Части речиНачальная форма существительного - это... (примеры)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить