Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

По своей сути сложное предложение – это несколько простых, на этом принципе и основывается составление его схемы. Чтобы правильно составить его схему (которая может понадобиться при синтаксическом разборе), нужно знать, как это делается и по каким принципам. Они и отличаются для разных типов сложных предложений, и имеют общие части. Эта тема изучается на уроке русского языка в 6 классе.

Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

Схема сложносочиненного предложения

Ее не так сложно составить, как в случае со сложноподчиненным, так как части этого предложения равноправны. Значит, и схема будет достаточно несложной: части обозначаются квадратными скобками, между ними ставятся знаки препинания, а те сочинительные союзы, которые использованы в предложении, выносятся за пределы скобок и ставятся после знака препинания.

Вот пример схемы сложного предложения с сочинительной связью.

Солнце опускалось за горизонт, и мир окрашивался в красновато-розовые тона: […], и […].

Схема сложноподчиненного предложения

В сложноподчиненном предложении его части неравноправны – есть главная и зависимая (или несколько зависимых), так что схема будет выглядеть немного по-другому. В ней главная часть обозначается квадратными скобками, а зависимая – круглыми. Между ними ставится запятая, вынесенная за скобки.

Подчинительная связь в таком предложении выражается с помощью соответствующих союзов. Но если в схеме сложносочиненного предложения союз выносится за скобки, то в случае со сложноподчиненным он также указывается, но внутри скобок.

Вот как выглядит схема сложного предложения с подчинительной связью.

Петр знал, что должен это сделать: […], (что…).

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Схема бессоюзного сложного предложения

Как и в случае с синтаксическими единицами с сочинительной связью, в бессоюзном предложении его части равноправны – значит, они обозначаются квадратными скобками. Между ними ставится тот знак препинания, который использован в предложении.

В предложении с бессоюзной связью употребляются не только запятые, но также тире и двоеточие. Это обязательно должно быть отражено на схеме.

Вот как выглядит схема бессоюзного предложения.

За работу выплатили смехотворно мало – рабочие не стеснялись высказать свое недовольство: […] – […].

Схема сложного предложения с разными видами связи

Это, пожалуй, самый сложный случай, так как при составлении такой схемы очень легко запутаться. Чтобы этого не произошло, нужно найти каждую часть синтаксической единицы, определить виды связи между ними и уже на этом основании составлять схему.

Чтобы понять, как это сделать, лучше всего рассмотреть соответствующий пример.

Тоннель шел вниз, поэтому идти было несложно: ребятам казалось, что их подталкивают в спину.

В данном предложении три части. Первая и вторая связаны между собой подчинительной связью, при этом первая является главной, вторая – зависимой. А вот между второй и третьей – бессоюзная связь, которая выражается двоеточием. Следовательно, схема этого предложения будет выглядеть следующим образом: […], (поэтому…): […].

Что мы узнали?

Для того, чтобы правильно составить схему сложного предложения, нужно определить способ связи между его частями. Если связь бессоюзная или сочинительная, предложения на схеме будут обозначаться квадратными скобками, а знаки препинания и союзы – выноситься за пределы этих скобок. А вот в предложении с подчинительной связью квадратными скобками будет обозначаться только главная часть, зависимая же обозначается кавычками, внутри которых пишется подчинительный союз. Запятая в любом случае выносится за скобки.

Предыдущая
Русский языкСложные существительные – примеры слов, правила написания (6 класс, русский язык)
Следующая
Русский языкДеловой стиль речи – примеры, черты и особенности
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить