Безударная проверяемая гласная корня – примеры, правописание слов (2 класс)

Наверное, наиболее трудной темой для многих учащихся 2 класса становится правописание безударных проверяемых гласных корня. И это неудивительно, ведь большинство слов в русском языке длиннее одного слога, поэтому в них неизбежно присутствуют безударные гласные.

Безударная проверяемая гласная корня – примеры, правописание слов (2 класс)

Почему мы ошибаемся

Когда мы произносим слова, одну из гласных мы произносим ударно. Это значит, что она чуть-чуть длиннее, чуть-чуть громче и значительно сильнее других. Ударная гласная звучит ясно и понятно, ошибиться в ней невозможно.

Совсем иначе ведут себя те гласные, на которые ударение не падает. Они короче, тише и произносятся с меньшим усилием. Некоторые из них подвергаются, как говорят учёные, качественной редукции. Это означает, что они сами на себя не похожи. Например, в слове «появился» невозможно определить, первая гласная – О или А, а вторая – Я, Е или И. В таких случаях очень легко ошибиться.

Не все безударные гласные подвергаются качественной редукции; например, звуки [у], [ы] все равно похожи на себя, только звучат слабее и короче.

Что сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударный гласный в корне

Очевидно, что если в безударной позиции гласная звучит неясно, а в ударной ясно, ее можно проверить ударением. То есть, мы должны подобрать или однокоренное слово, или форму того же самого слова, в котором на сомнительный гласный падает ударение. В некоторых случаях сделать это трудно; их стоит запомнить или посмотреть в словаре. Иногда можно увидеть в продаже специальный словарь безударных гласных в корне, в котором приведено не только правописание отдельных слов, но и проверочные слова.

Примеры проверяемых безударных гласных в корне слова

Допустим, перед нами слово «весна». Корень здесь –весн-, ударение падает на окончание, а мы сомневаемся в первом гласном: надо ли писать Е или И. Конечно, большинство уже просто помнит это слово и знает, что нужно писать. И всё же попробуем подобрать проверочное слово. Мы можем проверить однокоренным словом «вешний»; оно сейчас уже несколько устарела, означает «весенний», мы встречаем его у Тургенева («Вешние воды»). Можем проверить и словом «вёсны». На примере этого слова мы видим два наиболее распространенных способа проверить безударную гласную: подбор однокоренного слова и изменение формы того же слова.

В каких случаях могут возникнуть проблемы

Как ни печально, главная проблема – лень. Пишущему просто не хочется тратить силы и время, подбирать проверочные слова, поэтому он пишет безударную гласную, как захотелось. Или ему показалось, что он припомнил, как пишется это слово. Но бывают и другие случаи.

Во-первых, как было сказано выше, иногда трудно подобрать проверочное слово. Приведем несколько примеров таких слов:

раздражать – дразнит, наслаждение – сладкий, появиться – явный, благодарить – благо, обнажённый – наг.

В некоторых случаях значение слова мы определяем в зависимости от того, какая безударная гласная в нём пишется.

Например, слово «пол_скать». Если «…белье», то пишется «полОскать» Проверочное – «полощет». Если же «…котёнка», то пишется «полАскать», проверочное слово – «ласка».
Ещё один пример. Часто бывают ошибки в слове «разв_ваться»: если имеется в виду развитие («ребёнок развИвается»), то пишем И; если же имеется в виду «веять» (то есть, «реять на ветру»), то пишется Е, а проверочное слово – «веять»: «флаг развЕвается».

Всегда ли можно проверить слово подбором однокоренного?

К сожалению, не всегда. Бывают разные случаи.

Иногда к одному и тому же слову мы можем подобрать два однокоренных с ударными гласными, но в одном случае это одна гласная, в другом – другая. Например, «голова». Какое проверочное слово использовать: «головы» или «двуглавый»?

В таких случаях надо помнить, что в русском языке существуют чередования звуков, они обычно объясняются историческими изменениями в языке. Существуют чередующиеся корни (например, -лаг-/-лож-), их нельзя проверять ударением. Чередуются полногласные и неполногласные сочетания; объясняется это тем, что на протяжении веков, кроме русских разговорных слов с полногласием (молоко, ворота, голова), использовались неполногласные церковнославянские (глава, врата, млеко). В современном русском языке мы используем и те, и другие, но одни другими проверять не следует.

Нельзя проверять глаголы совершенного вида глаголами несовершенного; например, «перекопать» надо проверить словом «перекопка», но ни в коем случае не словом «перекапывать».

Что мы узнали?

Из статьи для учащихся 2 класса, мы узнали, как проверить правописание безударных гласных в корне слова, сделав безударный звук ударным при помощи проверочного слова. Узнали о чередующихся корнях, которые не проверяются ударением, потому что там чередуются полногласные и неполногласные сочетания.

Предыдущая
Русский языкБезударная непроверяемая гласная корня – правописание, примеры (2 класс)
Следующая
Русский языкРазделительный мягкий знак – правило и примеры (2 класс, русский язык)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить