Каждое предложение в нашей речи преследует какую-то коммуникативную цель. В этой статье мы поговорим о тех синтаксических единицах, которые призваны сообщить позитивную информацию – утвердительных предложениях.
Содержание
Коммуникативная цель предложения
Основная цель нашей речи – коммуникативная. Это значит, что мы говорим ради общения, ради передачи и получения информации. Каждый текст имеет тему и основную мысль. Но и каждое отдельное предложение несет коммуникативную нагрузку и произносится с какой-то своей целью.
Например, предложение «Никита, покорми кошку» преследует цель побуждения Никиты к выполнению действия: говорящий хочет, чтобы он покормил кошку.
Предложение «Когда начнется школьный праздник?» содержит в себе вопрос; его коммуникативная цель – получение интересующей говорящего информации.
Повествовательные предложения используются в речи с целью сообщения какой-либо информации. Но поскольку информация может быть как позитивной (да, утверждение), так и негативной (нет, отрицание), предложения тоже преследуют немного разные цели: они могут утверждать что-то или отрицать что-то.
Утвердительные и отрицательные повествовательные предложения
Утвердительные предложения, в противовес отрицательным, сообщают о чем-то, что, по мнению автора высказывания, имеет место.
По форме это обычные предложения без отрицания, то есть не содержащие отрицательных частиц, местоимений, наречий.
В отличие от утвердительных предложений, отрицательные часто оказываются односоставными, так как субъект стоит в родительном падеже.
Сравним:
У меня есть кот (утвердительное, двусоставное) – У меня нет кота (отрицательное, односоставное безличное).
Приведем примеры утвердительных предложений.
- Сегодня теплая, солнечная погода.
- Мы уже приближались к пункту назначения, когда произошла эта удивительная встреча.
- Какая же красота кругом!
- И утром брожу по лесу, и вечером брожу.
Утвердительные предложения могут быть как простыми, так и сложными, как односоставными, так и двусоставными, могут содержать второстепенные члены или обходиться без них, могут быть чем-то осложнены. Это не влияет на их утвердительный смысл, как и интонация (они могут быть восклицательными или невосклицательными).
Любой специалист по рекламе знает, что рекламный текст может состоять из одних утвердительных предложений, а отрицательные предложения запрещены; это потому, что, по мнению психологов, утвердительные предложения не только несут позитивную информацию, но и создают у адресата позитивный настрой.
Что мы узнали?
Утвердительные предложения – один из видов повествовательных предложений. Они передают позитивную, то есть утвердительную, информацию, в противовес отрицательным предложениям, которые содержат в себе отрицание. По форме эти предложения могут иметь любую интонацию и любой состав: быть простыми или сложными, односоставными или двусоставными, распространенными или нераспространенными и т.д.
Предыдущая