Принципы русской пунктуации (11 класс, русский язык)

Как и орфография, русская пунктуация строится по своим определенным принципам, которые делают ее логичной и понятной при изучении. Хотя в пунктуационных правилах много говорится об обязательной постановке знаков препинания, все же система в целом достаточно гибкая: например, можно вместо одного знака поставить другой, опираясь на смысл синтаксической единицы. Все это изучается на уроках русского языка в 11 классе.

Принципы русской пунктуации (11 класс, русский язык)

Основные принципы русской пунктуации

Его называют структурным или синтаксическим, поскольку он основан прежде всего на строении предложения, то есть на его синтаксической структуре. Так, точка в конце предложения обусловлена именно строением предложения, как и знаки препинания между частями сложного предложения.

В большинстве случаев смысловое членение текста совпадает с синтаксическим, однако есть и такие случаи, когда синтаксическое членение подчиняется смысловому и это влияет на постановку знаков препинания.

Таком образом, выделяется еще один принцип русской пунктуации – смысловой. Он также влияет на постановку знаков препинания – именно этот принцип допускает постановку тех знаков, которые называются “авторскими”.

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Авторские знаки препинания выполняют функцию различителей смысла, а не просто деления предложения на синтаксические части.

Третий и последний принцип русской пунктуации – интонационный. Несмотря на то, что знаки препинания отражают интонацию только частично, она все же влияет на их постановку. Так, случай выбора между точкой и восклицательным знаком в конце предложения стоит отнести к реализации именно интонационного принципа.

Что касается того, что буквального совпадения между интонацией и знаками препинания нет, это легко подтвердить: далеко не во всех случаях интонационные паузы стоят там же, где знаки препинания, то есть этот знак может не стоять там, где есть пауза в речи, или стоять там, где ее нет.

Функции знаков препинания

Кроме указания на смысловое членение текста, они выявляют его синтаксическое деление и ритмомелодику, то есть фактически реализуют принципы русской пунктуации. Существует несколько типов знаков препинания:

  • знаки выделения, которые необходимы для того, чтобы обозначить те синтаксические конструкции, которые дополняют и поясняют предложение, обращения и т.п. Это всегда парные знаки препинания – скобки, кавычки, два тире или две запятые;
  • знаки отделения – они нужны для того, чтобы обозначить границы, будь то границы между предложениями, однородными членами. также они указывают на тип предложения по цели высказывания и его эмоциональную окраску. Для этого используются как точка и запятая, вопросительный и восклицательный знаки, так и точка с запятой, многоточие, двоеточие и тире;
  • красная строка – это тоже знак препинания, совершенно особый – он указывает на начало нового абзаца.

Все знаки препинания делятся на две категории: одиночные и парные. Первые, как понятно из названия, не требуют постановки второго, а парные – требуют.

Что мы узнали?

Русская пунктуация основана на трех принципах, которые применяются не отдельно, а во взаимодействии. Первый – синтаксический, который основан на строении предложения. Второй – смысловой, он основан на том, что постановка знаков препинания основана на содержании, так что благодаря этому принципу допускается использование авторских знаков препинания. И третий принцип – интонационный, когда на постановку знаков препинания влияет интонация. Сами знаки препинания делятся на две группы – отделения и выделения, красная строка является особым знаком препинания.

Предыдущая
Русский языкОтрицательные предложения – схема, примеры
Следующая
Русский языкПростое осложненное предложение – примеры, знаки препинания, таблица (11 класс, русский язык)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить