«Ценностные ориентации» — суть и анализ методики М. Рокича

Психология — интересная наука. А прикладная особенно увлекательна, так как её действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых конкретных ситуациях определяется набором причин. Исходя из них и внутренних ценностей, человек выполняет то или иное действие. Изучение ценностных ориентаций по методике М. Рокича является процессом, который даёт огромные социологические и психологические результаты.

«Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

Набор ценностей

Ценности — это определённые взгляды на жизнь и весь мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и определяют направление его деятельности в любой сфере. Жизненная философия основана на наборе таких ценностей.

Иногда люди не могут объяснить свои действия. Но всё трактуется очень просто — у них есть определённые ценности, влияющие на поведение, но эти жизненные приоритетные представления хранятся на уровне подсознания. Трудно объективно объяснить и понять их, но возможно.

В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет понять себя и найти правильное решение.

Исследования и методология

Поскольку речь идёт о ценностях каждого человека, особое внимание следует уделить изучению этого вопроса. Исследование этой области проводилось Милтоном Рокичем — известным американским психологом. Он начал свою карьеру в качестве психиатра, но вскоре увлёкся сферой социальных отношений и ценностей. И основным достижением такой переквалификации М. Рокича является разработанная компанией Rokic методология «Ориентация на ценности». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.

«Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

Методика исследования ценностных ориентаций Рокича настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, групповое тестирование также возможно, но отдельные тесты считаются лучше и точнее. Респонденту выдаются 2 списка значений, каждый из которых содержит 18 пунктов. Они могут быть представлены:

  • на листах;
  • на специальных бланках.

Опросник также можно скачать или пройти тестирование онлайн.

Затем субъект должен прочитать все значения и поставить перед каждым индексный номер в соответствии со своей системой ценностей. Чем выше указанное значение, тем выше его ранг.

Каждая группа ценностей, состоящая из 18 баллов — это не просто набор каких-либо приоритетов. Первая карта — список значений терминальных ценностей, вторая — инструментальных приоритетов. После того как субъект записал серийный номер, он должен сдать 2 карточки в порядке важности. Другими словами, он должен определить, какая из двух групп ценностей для него важнее.

Во время теста решение человека о важности определённой категории может измениться. Не стоит сразу собирать результаты — необходимо дать испытуемому время прочитать и обдумать написанное. Считается, что последний вариант представления является наиболее точным.

Тестовый материал

Первая карта представляет значения терминальных ценностей потребителей. Она имеет следующий вид:

«Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

«Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

  • Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
  • Мудрость и жизненный опыт, которые показывают зрелость человека.
  • Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
  • Захватывающая работа.
  • Ощущение красоты в природе, музыке, поэзии.
  • Любимый человек, полное понимание и любовь.
  • Финансовая независимость и безопасность средств для удовлетворения своих потребностей и желаний.
  • Долгая и верная дружба.
  • Признание общества, всеобщее уважение.
  • Умение читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
  • Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
  • Полное и всестороннее развитие.
  • Приятной жизни, удовольствия и отсутствия обязательств.
  • Независимость и свобода в действиях и мыслях.
  • Дом, родная семья.
  • Самопожертвование.
  • Возможность творческой самореализации.
  • Внутренняя сила, уверенность в себе, душевное спокойствие и мир.
  • Вторая карта — набор значений инструментальных ценностей. И она так же, как и первая, подразделяется на 18 пунктов:

    «Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

    «Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

  • Порядок и точность во всём.
  • Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
  • Амбиции, большие запросы.
  • Способность наслаждаться жизнью.
  • Ответственность и усердие.
  • Умение принимать самостоятельные решения.
  • Жажда постоянного совершенствования себя и остальных.
  • Широкие горизонты, образование, интеллект.
  • Чувство долга, умение давать и выполнять обещания.
  • Логика, рационализм, здравый смысл.
  • Умение подчинять себя воле.
  • Храбрость.
  • Уверенность в себе в трудных ситуациях.
  • Терпимость, терпимость к другим, способность прощать.
  • Способность принимать точку зрения другого человека.
  • Искренность и честность.
  • Умение продуктивно работать.
  • Умение заботиться.
  • Во время работы над тестами субъектам исследования настоятельно рекомендуется всё делать не спеша и вдумчиво. При изменении мнения по тому или иному пункту разрешается поменять значение ответа. Здесь важна не скорость тестирования, а максимальная истинность ответов.

    Анализ результатов тестирования

    Методика ценностей Рокича очень проста для анализа. Цель интерпретации полученных результатов теста — определение факторов, из-за которых человек сортировал значения по шкале ценностей тем или иным образом.

    «Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

    После этого главная задача — понять, по каким причинам он это сделал. Необходимо определить группы ценностей, которые субъект определил выше всего. Например, для терминальных значений это могут быть ценности семейного блока, самореализации. Ценностные приоритеты инструментального типа группируются в этические блоки, блоки добра или помощи другим.

    Методология Rokic «Ориентация на ценности» должна обрабатываться постепенно. Специалисту надо уловить индивидуальность человека в его ответах.

    Для этого следует провести вдумчивый неторопливый анализ, чтобы вывести определённые законы, которые присущи конкретному индивиду. Методология «Ориентация на ценности» предполагает обязательный поэтапный анализ.

    Особые случаи

    Если затраченное время и усилия не дают конкретных результатов, такая ситуация при анализе теста может указывать, что респондент является неформалом. Это может быть школьник или просто сбитый с толку молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает много изменений, она только формируется.

    «Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

    Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они полны решимости и достигли целостности внутреннего мира. В противном случае, это просто неправильные результаты, которые ничего не скажут о личности испытуемого.

    Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только к сформировавшимся личностям.

    Другой причиной невозможности правильного анализа теста может быть неискренность ответов. И в этом случае человек — закрытая книга. Трудно сказать, почему он пришёл на тестирование, если его ответы являются ложью. Но, скорее всего, у субъекта есть некоторые предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то ещё, что психология не заслуживает внимания, которое ей уделяют.

    Преимущества и недостатки

    Основными преимуществами техники Rokic «Value Orientations» являются её универсальность. Это тоже удобно — материал для теста готов, просто нужно дать его респондентам, а затем провести тщательный анализ.

    «Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

    Важным показателем является эффективность в процессе проведения, обработки и анализа результатов. Дорогие исследования проводятся редко, потому что для этого нужно найти спонсоров, а методология исследования ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.

    Техника ценностей по Рокичу очень гибкая. Списки значений и инструкции по выполнению теста могут быть изменены. Это сделано, чтобы лучше учитывать природу человека с разных точек зрения.

    В то же время основным и очень существенным недостатком этой техники является её открытость. Человек понимает, что его проверят. И к сожалению, многие респонденты отвечают не то что они действительно думают, а предпочитают уместные и правильные ответы с точки зрения общечеловеческих ценностей.

    Это парализует возможность анализировать каждого человека как отдельного и неподражаемого, а его образ оказывается общим, неточным и расплывчатым.

    Психологи пытаются снизить влияние этого недостатка на тестирование. Прежде чем начать, они разговаривают с аудиторией, пытаясь донести до неё важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают правде. Но всё же остаётся некоторый процент среди проверяемых людей, которые хотят казаться «правильными» в глазах общественности.

    Общее впечатление

    Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» даёт надёжные результаты, если тест будет добровольным и мотивированным. Кроме того, необходим установленный контакт между психологом и респондентом. И это не должны быть стандартные сухие деловые или официальные отношения.

    «Ценностные ориентации» - суть и анализ методики М. Рокича

    Чтобы как-то уменьшить влияние отрицательных сторон метода, следует постоянно пересматривать инструкции к тесту. Можно внести исправления, которые помогут раскрыть тему. Это даст возможность психологу сделать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.

    Методология изучения ценностных ориентаций Рокича неприменима для отбора людей в какой-либо системе или во время экзамена. Тем не менее тест остаётся актуальным и сегодня.

    Подводя итог, можно сказать, что метод диагностики Рокича «Ценностные ориентации» имеет существенные преимущества и недостатки. Он активно используется в различных областях. Ценности каждого человека являются важным критерием при приёме на работу или в других ситуациях.

    Предыдущая
    ПсихологияСовременное мировое образовательное пространство - формирование и тенденции развития
    Следующая
    ПсихологияЧто такое буллинг и как от него защититься в школе
    Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
    Плохо
    0
    Хорошо
    1
    Супер
    0
    Спринт-Олимпик.ру
    Мы в ВК, подпишись на нас!

    Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

    Вступить
    ×