Педагогические способности – понятие, характеристика и основные качества

Успех учителя зависит напрямую от того, какие личностные качества у него есть. Педагогические способности редко являются врожденными. Их можно выработать и закрепить. Например, специалисту важно уметь сразу подмечать индивидуальные особенности учащихся. Это помогает выделять лидеров, слабых, адаптироваться новым ученикам.

Педагогические способности - понятие, характеристика и основные качества

Особенности понятия

В отечественной психологии Теплов Б. М. первым дал определение термину педагогические способности. Под ним он понимал совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя. Они должны отвечать требованиям профессиональной деятельности и они определяют успешность человека.

Со временем у разных ученых появились свои представления о том, какие именно качества должны включать в себя пед. способности. Например, Ф. Н. Гоноболин выделял следующие умения:

Педагогические способности - понятие, характеристика и основные качества

  • понимание учеников;
  • доступное изложение материала;
  • вызывание интереса у учащихся.

Он также указывал на необходимость наличия чувства такта и организаторских способностей. У Н. Д. Левитова было немного расширенное представление о том, что входит в способности учителя. Например, психолог отмечал важность наблюдательности. Именно она помогает подмечать особенности учеников. Не менее значимо умение делать речь понятной, ясной и убедительной.

Способности — это в педагогике ключевое понятие. Под ним понимают свойства личности, которые являются залогом успешности в сфере деятельности. Они не являются врожденным. У человека есть задатки, при их развитии возникают определенные свойства личности, но сами по себе они не сформируются.

Более обобщенную классификацию удалось составить В. А. Крутецкому. Он выделил несколько групп умений:

Педагогические способности - понятие, характеристика и основные качества

  • дидактические;
  • академические;
  • перцептивные;
  • речевые;
  • организаторские и другие.

Некоторые психологи выделяли особые группы способностей, которые позволяли достигать успеха учителям-предметникам. Например, педагогу по истории нужен один комплект, преподавателю математики другой.

Основные уровни

Характеристика базовых педагогических способностей будет неполной без разбора структуры. На первом уровне имеет значение рефлексия и перцептивные особенности человека. Иными словами, то как он воспринимает и ощущает окружающий мир. Например, у педагога должно быть чувство такта — умение выбрать правильную форму общения, соблюдение дистанции между взрослым и ребенком. От развитости этого умения зависит то, насколько хорошо учителя будут воспринимать дети.

Педагогические способности - понятие, характеристика и основные качества

Второй уровень — это проективные способности, которые определяют, как именно воздействовать на ученика. Например, учитель показывает, как планировать деятельность или мотивировать детей. В некоторой степени у педагога должно развиться предвидение. Оно помогает ему предугадывать действия школьников и предупреждать развитие негативных ситуаций.

Учитель должен уметь чувствовать ученика, способность его интеллектуальному и эмоциональному совершенствованию, даже если ребенок находится в неблагоприятной среде. Сложнее завоевать авторитет и уважение — этого нельзя достигнуть угрозами и ругательствами. Только правильно выстроенная коммуникация поможет получить уважение.

В учебном заведении педагог решает каждый день непростую задачу: как построить урок, какие задания предложить, как провести оценивание. С опытом приходит понимание, что изменять в ходу занятия.

Важные качества

Ведущими свойствами личности педагога должна быть любовь к детям, наблюдательность, тактичность, желание делиться знаниями. Воспитатель, учитель, преподаватель — все они выполняют одну общую цель: воспитание и обучение людей. Это важное и ответственное дело, поэтому личность педагога должна отвечать ряду требований.

Педагогические способности - понятие, характеристика и основные качества

Учителю важно состояться как взрослому человеку — это выражается в социальной зрелости, гражданской ответственности, самокритичности. Еще одно важное условие развития педагога — стремление учиться и развиваться как профессионал. Это вечный процесс, который длится всю жизнь.

Некоторые психологи полагают, что учитель нуждается в наставничестве. Опыт старших коллег может помочь ему выйти из сложных ситуаций, избежать неприятностей и проблем. В таком случае человек должен уметь обращаться за помощью и не быть излишне восприимчивым к критике.

Педагогические способности занимают ключевое место в профессиональном развитии. Без них учитель сможет работать, но достичь успеха у него не получится. Настоящего педагога уважают, ценят и любят ученики. Они помнят его даже после окончания учебного заведения.

Предыдущая
ПсихологияТеория Пиаже о стадиях развития детского интеллекта - концепция, положения и критерии
Следующая
ПсихологияСоциальная ситуация развития - характеристика, периодизация и специфика
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить