Сообщение для детей на тему: “Как появляются родники?”

Одна из тем, которую изучают в младших классах на уроках по окружающему миру, — как появляются родники. В сообщении для детей рассказывается о разновидностях источников и их особенностях, способах их образованиях, их значении для человека и интересных фактах, связанных с ключами и родниковыми водами.

Сообщение для детей на тему: "Как появляются родники?"

Происхождение родников

Места, откуда берутся родники, питая почву живительной влагой и наполняя реки и озёра, расположены в земных недрах. Однако выйти на поверхность вода может не везде, возможность ее выхода зависит от состава грунта.

В земных глубинах среди твёрдых горных пород расположены пустые участки, заполненные водой. Она попадает в полые промежутки между скальным грунтом после проливных дождей, во время таяния снега и льда. Пространств, заполненных водой, под землёй очень много. Эти полости образуют подземные водоёмы и течения.

Сообщение для детей на тему: "Как появляются родники?"

Подземные воды могут вытекать на поверхность суши на низких её участках, расположенных в оврагах, среди горных хребтов, в лесной чаще. Такие источники, чистые и прозрачные, называют родниками, ключами или гейзерами — в зависимости от состава и температуры воды. Причины возникновения этого природного явления различны, но в основном они связаны с рельефом местности и составом грунта.

Слово «родник», по школьному этимологическому словарю Шанского М. Н., происходит от слова «рождающий», то есть это источник, рождающий реку, питающий водоёмы. Определение родника (источника, ключа, криницы) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Ключ и родник имеют существенное отличие. Родниковая вода выходит на поверхность спокойным потоком или слабой струёй. Ключ — это бурлящий поток, бьющий из-под земли, способный образовывать небольшие фонтаны.

Сообщение для детей на тему: "Как появляются родники?"

В истории родниками интересовались с давних пор, им придавали сакральное, мистическое значение, приписывали способность лечить и давать ответы на вопросы. Проведённые позже исследовательские работы доказали целебные свойства воды из источников. Возникновение лечебных качеств обусловлено насыщением жидкости минеральными солями и микроэлементами при прохождении некоторых слоёв грунта. Прозрачная и чистая вода, отфильтрованная гравием и песком, не имеет запаха. А благодаря минералам, у каждого источника свой неповторимый вкус и целебные свойства.

Так, вода из одних источников помогает нормализовать артериальное давление, оказывает благотворное влияние на нервную систему и опорно-двигательный аппарат. Другие помогают избавиться от головной боли, способствуют очищению почек и печени.

Набирая родниковую воду, стоит придерживаться некоторых рекомендаций:

  • качества жидкости останутся неизменными, если хранить её в прохладном месте;
  • набирать её лучше молча, чтобы сберечь природную силу;
  • утренняя энергетика ключа сильнее вечерней.

Наши предки верили, что вода, набранная из девяти источников, обладает особой мощностью и способна излечивать даже тяжёлые недуги.

Разновидности ключевых вод

Родниковые потоки могут быть полноводными реками, текущими постоянно, и скудными ручейками, пропадающими во время засухи. Некоторые источники очень холодны, температура в других позволяет купаться в них круглый год без опасений за здоровье.

Классифицировать существующие источники можно по нескольким признакам:

Сообщение для детей на тему: "Как появляются родники?"

  • По силе течения: восходящие (напорные) и нисходящие (безнапорные).
  • По времени просачивания: сезонные (временно действующие) и постоянные.
  • По температуре родники можно разделить на холодные, тёплые, горячие и кипящие.
  • В зависимости от наполнения: верховодки, грунтовые и артезианские.
  • Источники, получающие питание от верховой воды, часто непостоянны в своём течении, разнятся по температуре и химическому составу.

    Грунтовые родники зависят от уровня и состояния подземных вод. При их понижении пересыхает и ключ до следующего сезонного повышения уровня воды в грунте. Увеличивается количество подземных вод, благодаря обильным осадкам, таянию снегов. Источники, зависящие от наличия воды в почве, называют «пульсирующими».

    Наибольшим постоянством отличаются артезианские родники. Происхождение таких ключей обусловлено разгрузкой артезианских бассейнов. Артезианская вода в отличие от остальных родниковых вод, имеет особую ценность, благодаря содержанию различных минералов и микроэлементов.

    Отдельно можно сказать о гейзерах — это горячие источники, из которых под давлением регулярно выбрасывается фонтан воды и пара. Такие источники встречаются на территориях, где расположены действующие вулканы.

    Самые большие объекты мира

    Крупным ключам принято давать собственные имена. Некоторые из них являются национальным достоянием, памятниками природы и подлежат охране государством.

    Самыми крупными источниками в мире считаются:

  • Воклюз во Франции.
  • Красный ключ в России.
  • Ааштопф на территории Германии.
  • Почему образовался древний родник Воклюз во Франции, по сей день остаётся неразгаданной загадкой. Расположен он в глубокой пещере, служившей в древности местом жертвоприношения.

    Сообщение для детей на тему: "Как появляются родники?"

    Одна из первых легенд о французском роднике, относящихся к шестому веку, рассказывает про дракона, обитавшего в бездонном источнике и державшего в страхе местных жителей. Позднее в одиннадцатом веке неподалёку от Воклюза был возведён храм, названный в честь священника, избавившего долину от рептилии. Сегодня Воклюз — излюбленное место для туристов и путешественников со всего мира.

    Красный ключ — второй по величине и мощности источник в Европе и самый крупный — в России. Это река с названием Яманъелга, вышедшая на поверхность земли в долине протекания Уфы. Ключ берёт начало на склоне хребта Каратау. Спустившись со склона, речная вода уходит под землю и протекает там на протяжении 60 км. Затем мощным потоком источник выходит на поверхность, образуя карстовое озеро.

    Третий по величине источник Ааштопф зародился на территории Германии. Карстовый источник находится в природной пещере, полностью затопленной водой. Исследование пещеры доступно только ныряльщикам, что чрезвычайно опасно из-за угрозы обрушения свода. Поэтому в настоящее время протяжённость пещеры не установлена.

    Тема «Родники» в школьной программе

    Рассказывать про образование источников в школе на уроках окружающего мира начинают с первого класса. Педагог рассказывает школьникам, где могут появляться ключи, как природа помогает питаться рекам и озёрам, какие бывают источники. Ученикам после объяснения новой темы предлагается выполнить различные задания:

    Сообщение для детей на тему: "Как появляются родники?"

    • сделать проект по теме «Родничок»;
    • составить описание одного из ключей в докладе и рассказать на уроке одноклассникам;
    • нарисовать картинку родника, расположенного вблизи от населённого пункта учащихся;
    • отметить на схеме местности области, где могут зарождаться ключи.

    Рисунки детей можно использовать в проведении тематических конкурсов для учащихся параллельных классов. Вовлечение подобных заданий в процесс обучения должно способствовать лучшему усвоению материала.

    Уроки окружающего мира и факультативные занятия не только расширяют кругозор школьников, но и помогают научить ребят бережному отношению к природе и окружающему миру.

    Предыдущая
    Окружающий мирДоклад про мел - происхождение, свойства и применение
    Следующая
    Окружающий мирОхрана растений (окружающий мир, 3 класс) - способы защиты и причины исчезновения
    Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
    Плохо
    0
    Хорошо
    0
    Супер
    0
    Мы в ВК, подпишись на нас!

    Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

    Вступить