Травматизм у детей дошкольного возраста – меры профилактики, правила и рекомендации

Особенностью поведения и образа жизни детей-дошкольников является их высокая подвижность. В то же время они не всегда способны осознавать потенциальную опасность своих действий и их последствия. Эти обстоятельства, несомненно, затрудняют профилактику травматизма у детей дошкольного возраста.

Травматизм у детей дошкольного возраста - меры профилактики, правила и рекомендации

Актуальность проблемы

Термином «травматизм» принято называть всю совокупность разнообразных травм, которые были получены при определённых обстоятельствах.

Проблема детского травматизма не перестаёт быть актуальной круглый год. Детские травмы могут быть лёгкими, не причиняющими особого вреда — синяки и ушибы быстро проходят и забываются. А может травматизм оставлять и серьёзные последствия, меняющая всю последующую жизнь дошколёнка и его семьи.

Пути профилактики

Зачастую дети дошкольного возраста не осознают потенциальную опасность собственных действий. Это и приводит, чаще всего, к получению травмы. Эта особенность диктует основные направления предотвращения детского травматизма:

  • Устранение травмоопасных ситуаций.
  • Обучение детей безопасному поведению. Это крайне важный этап профилактики травматизма. При этом информационная поддержка должна осуществляться как дома, в семье, так и в детских дошкольных учреждениях.

Как в игровой форме, так и в виде поучительных историй, а также серьёзных бесед со взрослыми дети должны получать информацию о недопустимых действиях. Запреты должны быть обоснованы. Дошкольник должен понимать, почему запрещается то или иное действие, и к каким последствиям способно привести нарушение запретов. Несмотря на то что, согласно статистике, чаще травматизму подвергаются мальчики (почти 2 раза чаще), разъяснительными работами должны быть охвачены все дети одинаково.

Травматизм у детей дошкольного возраста - меры профилактики, правила и рекомендации

Если снова обратиться к статистике, становится очевидно, что подавляющее большинство травм (около 78%) дети получают на улице или во дворах. Следует сделать вывод, что необходимо повысить внимание при наблюдении за детьми, не достигшими школьного возраста, именно во время прогулок. Важной мерой профилактики является выработка у детей и понятия навыков дисциплины.

Крайне важно в процессе обучения не выработать у детей страха, робости, нерешительности и неуверенности. Напротив, следует сформировать у них чёткое понимание, что избежать опасности можно. Что для этого достаточно вспомнить, чему учили взрослые, обдумывать собственные действия, придерживаться общепринятых правил.

Велика роль и физического воспитания. В сочетании с такими воспитательными беседами хорошие результаты дадут некоторые физические упражнения, формирующие равновесие, выносливость, ловкость, быстроту реакции. Подобные качества в том числе вырабатывается у детей в процессе многих развивающих детских игр и простейших упражнений, которые многие дети легко выполняют на зарядке в детском саду.

Реферат или курсовая работа о профилактике детского травматизма должен включать в себя описание хотя бы нескольких таких упражнений. Список справочной литературы на данную тему можно найти в учебных пособиях или в интернете.

Причины травматизма

Непосредственными причинами становятся не только неловкость и невнимательность детей. Существуют и другие характеристики детского организма, способствующие травматизму.

В качестве объективных причин следует назвать:

Травматизм у детей дошкольного возраста - меры профилактики, правила и рекомендации

  • Подвижность детей-дошколят.
  • Особенности психического развития. Дети в этом возрасте могут быть склонны к необдуманному риску, поскольку они ещё не осознают тяжёлых последствий многих, поступков, происшествий.
  • Особенности формирования детской нервной системы — расторможенность, повышенная возбудимость, несовершенство системы координации.

Некоторые источники представляют статистику, согласно которой большинство травм, встречающихся у детей, получают дошкольники, имеющие двигательную заторможенность, слабый тип нервной системы (эти и другие особенности могут встречаться, в частности, после родовых травм).

Однако наличие у дошкольника подобных особенностей не отменяет необходимости внимательного присмотра за ним и обучения его безопасному поведению. Напротив, факт выявления каких-либо особенностей в развитии нервной системы требует повышенного внимания к его поведению и больше настойчивости в формировании правильных навыков.

Эти особенности в обязательном порядке необходимо учитывать при работе с детьми. Кроме того, фельдшер в дошкольном учреждении должен обладать навыками по оказанию первой помощи.

Основные механизмы

Анализ большого объёма статистических данных о детском травматизме позволил составить перечень наиболее распространённых механизмов детских бытовых травм. Кратко его можно изложить следующим образом:

Травматизм у детей дошкольного возраста - меры профилактики, правила и рекомендации

Травматизм у детей дошкольного возраста - меры профилактики, правила и рекомендации

  • Падение на ровном месте — с высоты собственного роста. Ребёнок может поскользнуться, зацепиться ногой, запнуться, подвернуть ногу.
  • Падение с высоты. В этой группе объединены все случаи падение с высоты, превышающей собственный рост дошкольника — он может упасть как с табуретки, так и с балкона. Нередко случаи падения с высоты происходит на игровых детских площадках, особенно когда конструкция, на которую забрался дошкольник, отказывается скользкой, деформированной или просто неудобной. Всё это следует учитывать как при монтаже детских игровых конструкций на площадках для, так и при прогулках с детьми в подобных местах.
  • Ранения. Происходят при неловком обращении с острыми предметами, в том числе найденными на улице.
  • Ожоги. Такое повреждение дети могут получить как от кипятка или включённых бытовых приборов, так и от электричества или химических веществ в составе бытовой химии.
  • Травмы, нанесённые падающими сверху предметами — стоящими на верхних полках или шкафах объектами интерьера, также сосульками на улице.
  • Обморожения при длительных прогулках при низкой температуре воздуха.
  • Укусы животных и насекомых.
  • Отравление ядовитыми плодами, ягодами, растениями, грибами и лекарственными препаратами — любыми не предназначенными в пищу веществами, включая компоненты косметических средств или бытовой химии.
  • Попадание инородных тел в желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути, слуховые и (или) носовые ходы.
  • Ушибы об двери, углы, мебель и другие предметы, а также при столкновении друг с другом.
  • Занозы от деревянных предметов, игрушек, палок, колючих растений.

Кроме многочисленных рядовых бытовых травм, в рамках понятия детского травматизма рассматриваются транспортные травмы и утопление. В структуре транспортных травм выделяют полученные в результате наезда автотранспорта, а также те, что были получены в результате дорожно-транспортного происшествия при нахождении дошколёнка внутри транспортного средства.

Мерами профилактики транспортных травм является изучение с детьми правил дорожного движения, а также внушение им, что подвижные игры вблизи проезжей части недопустимы.

Травматизм у детей дошкольного возраста - меры профилактики, правила и рекомендации

Требует особого подхода и профилактика несчастных случаев на воде. Дошкольник не должен отказываться вблизи водоёма в одиночестве, без присмотра. А с техникой безопасности поведения на воде и вблизи водоёмов должны быть ознакомлены и дети, и взрослые.

Наиболее высока вероятность детского травматизма при нахождении в так называемых травмоопасных ситуациях. Чаще всего дети детсадовского возраста получают травмы в следующих ситуациях:

  • Во время подвижных игр, когда они бегают и могут удариться в мебель или другие предметы, а также сталкиваются друг с другом.
  • В результате шуток и шалостей, например, дети толкаются, бросаются предметами, ставят друг другу «подножки».
  • Катание на велосипедах, самокатах, качелях, каруселях.
  • Купание в водоёмах.
  • Игры, особенно подвижные, недалеко от проезжей части.

Очевидно, что большинство детских травм становится возможным по причине недостаточного присмотра за дошкольниками со стороны взрослых — воспитателей в детских садах и родителей вне дошкольных учреждений. Во избежание несчастных случаев вся обстановка — как дома, так и в дошкольных учреждениях — должна соответствовать специфике детского поведения:

  • Шкафы и подвесные полки должны быть максимально надёжно закреплены.
  • Остекление в центральной части дверей на уровне роста дошкольника должно быть защищено щитами из дерева, фанеры или оргалита или аналогичных материалов.
  • Лекарственные препараты, косметика и бытовая химия должны храниться недоступных для дошкольника местах.
  • Должны быть недоступны для детей и замки на дверях.

Травматизм у детей дошкольного возраста - меры профилактики, правила и рекомендации

Эти моменты крайне важны для предупреждения детского травматизма. Должным образом должны быть подготовлены для детского досуга и детские игровые площадки. Все конструкции должны быть исправны и надёжно закреплены, а сама площадка — защищена от доступа домашних, а также бродячих животных.

Для озеленения участка, предназначенного для прогулок с детьми, недопустимо использовать растительные культуры, имеющие токсические свойства, а также колючки. Кроме того, довольно высокие требования предъявляются к персоналу детских дошкольных учреждений. Воспитатель должен уметь должным образом построить беседу с детьми, чтобы она была информативной и достаточно интересной для них. Именно такая форма подачи материала максимально способствует усвоению информации детским сознанием.

Предотвращение уличного и бытового травматизма у детей дошкольного возраста — проблема, которой должны заниматься все — и педагоги дошкольных учреждений, и родители ребёнка, и его ближайшее окружение.

Как профилактические беседы, так и простейшие навыки физического воспитания должны присутствует как дома, так в детском саду или спортивных секциях, где занимается дошкольник. Такую серьёзную социальную проблему можно победить только сообща.

Предыдущая
ОБЖРеферат на тему: «Оказание первой медицинской помощи» - общие правила, принципы и основы
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить