Характеристика Огудаловой Ларисы в пьесе Бесприданница кратко, образ героини Островского с цитатами для сочинения в таблице

Характеристика Огудаловой Ларисы в пьесе Бесприданница кратко, образ героини Островского с цитатами для сочинения в таблице

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Огудалова — умная, утончённая, прекрасная девушка, ставшая красивой игрушкой в руках беспринципных и аморальных людей. Характеристика Ларисы Огудаловой помогает понять отражение нового для того времени типа героини в русской литературе. Это чуткая душа высокого полёта, которая вынуждена мириться с гнусной реальностью, подстраиваться под жестокие правила игры окружающей её действительности и в итоге трагически погибнуть.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.

Полное имя — Лариса Дмитриевна Огудалова.

Возраст — точно не указан, молодая девушка.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать Харита Игнатьевна, две старшие сестры.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — родом из обедневшего дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для его сословия.

Образование — традиционное для его сословия.

Внешность — юная, красивая, изящная девушка, одевается с большим вкусом.

Характер — умная, утончённая, ранимая, чувствительная, романтичная, мечтательная, искренняя, честная, прямолинейная, решительная.

Положительные черты — возвышенная, поэтичная натура, нравственная, романтичная, чувствительная, нежная, трогательная.

Отрицательные черты — не приспособлена к реальной, бытовой жизни.

Произведение — «Бесприданница».

Автор — Александр Николаевич Островский.

Цитатная характеристика

Описание Огудаловой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Ларисы основан на том, что она является незамужней девушкой, дочкой Хариты Огудаловой.

«Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица…»

Источник: Лица

После смерти отца Лариса живет вдвоём с матерью. Две её старшие сестры неудачно вышли замуж.

«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова…»

Источник: Лица

«Кнуров. Ведь выдала же она двух.
Вожеватов. Выдать-то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить-то. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек… Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер». Источник: Действие первое, явление 2

Лариса родом из приличной, уважаемой, но обедневшей дворянской семьи. Она бесприданница, то есть у неё нет приданного и она не может рассчитывать на достойную партию.

«Огудаловы все-таки фамилия порядочная…»

Источник: Действие первое, явление 2

«Ведь она бесприданница…»

Источник: Действие первое, явление 2

«Без денег, Мокий Парменыч, где ж нам взять денег-то».

Источник: Действие второе, явление 2

«Мы люди бедные…»

Источник: Действие второе, явление 5

С юных лет у Ларисы много поклонников.

«Ваши похвалы — для нее не новость; с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».

Источник: Действие третье, явление 13

Будучи бесприданницей, Лариса вынуждена выйти замуж за человека, её недостойного — небогатого чиновника Карандышева.

«Вожеватов (наливая). Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит.
Кнуров. Как замуж? Что вы! За кого?
Вожеватов. За Карандышева.
Кнуров. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч.
Вожеватов. Какая уж пара! Да что ж делать-то, где взять женихов-то?» Источник: Действие первое, явление 2

«…теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает. Разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандышева, кабы лучше были?»

Источник: Действие первое, явление 2

«Кнуров. Нашелся жених, который берет без денег?
Огудалова. Без денег, Мокий Парменыч». Источник: Действие второе, явление 2

Дом Огудаловых часто сравнивают с базаром — там постоянно шумно, людно. Так Харита Огудалова пытается привлечь в дом как можно больше потенциальных женихов для Ларисы.

«Кнуров. Да неловко; много у них всякого сброду бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут!..
Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.
Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слово сказать». Источник: Действие первое, явление 2

«Лариса (обидясь). У нас ничего дурного не было.
Карандышев. Был цыганский табор-с — вот что было». Источник: Действие первое, явление 4

У красавицы Ларисы множество возможностей стать содержанкой богатого человека, но она предпочитает честную жизнь в браке с бедным человеком.

«Не таких правил люди: мало ль случаев-то было, да вот не польстились, хоть за Карандышева, да замуж».

Источник: Действие первое, явление 2

«Кнуров. Да… А как вы полагаете, хорошо вы поступили, что отдаете Ларису Дмитриевну за человека бедного?
Огудалова. Не знаю, Мокий Парменыч. Я тут ни при чем, ее воля была». Источник: Действие второе, явление 2

Лариса решается на брак с Карандышевым после сильного скандала с очередным «женихом».

«Потом вдруг проявился этот кассир… Вот бросал деньгами-то, так и засыпал Хариту Игнатьевну. Отбил всех, да недолго покуражился: у них в доме его и арестовали. Скандалище здоровый! (Смеется.) С месяц Огудаловым никуда глаз показать было нельзя. Тут уж Лариса наотрез матери объявила: “Довольно, — говорит, — с нас сраму-то; за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли — разбирать не буду“. А Карандышев и тут как тут с предложением».

Источник: Действие первое, явление 2

Лариса с детских лет дружит с Василием Вожеватовым. Она общается с ним, как с родным человеком, чем вызывает сильное раздражение своего жениха Карандышева.

«Карандышев. Вам надо старые привычки бросить. Что за короткость с пустым, глупым мальчиком! Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было.
Лариса (обидясь). У нас ничего дурного не было». Источник: Действие первое, явление 4

«Вася, мы с тобой с детства знакомы, почти родные…»

Источник: Действие четвертое, явление 8

«А все-таки вы с ней гораздо ближе, чем другие».

Источник: Действие первое, явление 2

« Карандышев. Называете его Васей. Что за фамильярность с молодым человеком!
Лариса. Мы с малолетства знакомы; еще маленькие играли вместе — ну, я и привыкла». Источник: Действие первое, явление 4

Лариса погибает от руки Карандышева.

«Карандышев. Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)
Лариса (хватаясь за грудь). Ах! Благодарю вас! (Опускается на стул)». Источник: Действие четвертое, явление 11

Внешность

Портретная характеристика Ларисы основан на том, что она молода и очень хороша собой.

«…я еще молода, не знаю людей…»

Источник: Действие первое, явление 4

«…барышня хорошенькая…»

Источник: Действие первое, явление 2

«…одета богато, но скромно».

Источник: Лица

Черты характера и поступки

Лариса — прямолинейный, прямодушный человек, который не привык скрывать свои истинные чувства и эмоции. В отличие от матери, Лариса не способна хитрить и лицемерить.

«Кнуров. Я все удивляюсь, неужели у Ларисы Дмитриевны, кроме Карандышева, совсем женихов не было?
Вожеватов. Были, да ведь она простовата.
Кнуров. Как простовата? То есть глупа?
Вожеватов. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
Кнуров. То есть правду?
Вожеватов. Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает». Источник: Действие первое, явление 2

По наказу матери Лариса вынуждена лицемерно улыбаться всем потенциальным женихам, которые бывают в их доме. Это является настоящей пыткой для честной девушки.

«Кнуров. А после Паратова были женихи?
Вожеватов. Набегали двое: старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Уж Ларисе не до них, а любезничать надо было, маменька приказывает.
Кнуров. Однако положение ее незавидное.
Вожеватов. Да, смешно даже. У ней иногда слезенки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит». Источник: Действие первое, явление 2

«Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь. Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно».

Источник: Действие первое, явление 4

«Ах, Лариса, не прозевали ли мы жениха? Куда торопиться-то было?
Лариса. Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться.
Огудалова. Экое страшное слово сказала: “унижаться”! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески.
Лариса. Нет, не могу; тяжело, невыносимо тяжело.
Огудалова. А легко-то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ничем.
Лариса. Опять притворяться, спять лгать!
Огудалова. И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь». Источник: Действие второе, явление 5

«Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме, скандалы…»

Источник: Действие второе, явление 8

Лариса — утончённая молодая женщина, созданная для роскошной жизни.

«Кнуров. Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
Вожеватов. И хорошего ювелира.
Кнуров. Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится…» Источник: Действие первое, явление 2

«Она создана для блеску».

Источник: Действие второе, явление 2

«Бедной полумещанской жизни она не вынесет. Что ж остается ей? Зачахнуть, а потом, как водится, — чахотка».

Источник: Действие второе, явление 2

Лариса — девушка с чуткой, ранимой душой и нуждается в бережном отношении к себе.

«Какая чувствительная!»

Источник: Действие первое, явление 2

«Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской!»

Источник: Действие первое, явление 4

«Надо думать, о чем говоришь. Болтайте с другими, если вам нравится, а со мной говорите осторожнее! Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно! Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна».

Источник: Действие первое, явление 4

Лариса — возвышенная натура, не приспособленная к суровым реалиям бедной жизни.

«Кнуров. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни.
Огудалова. Ничего нет, ничего.
Кнуров. Ведь это эфир.
Огудалова. Эфир, Мокий Парменыч». Источник: Действие второе, явление 2

Лариса тверда в своих убеждениях, ничто не может изменить её мнения о людях.

«Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной».

Источник: Действие первое, явление 4

Лариса не переносит пошлости, дурного тона.

«Вы не ревновать ли? Нет, уж вы эти глупости оставьте! Это пошло, я не переношу этого, я вам заранее говорю».

Источник: Действие первое, явление 4

Лариса любит играть на гитаре и петь романсы.

«Лариса (берет гитару, садится к окну и запевает)».

Источник: Действие второе, явление 3

«Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку!»

Источник: Действие третье, явление 11

«Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас».

Источник: Действие третье, явление 11

«Послушать да и умереть — вот оно что!»

Источник: Действие третье, явление 11

«Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве».

Источник: Действие третье, явление 12

«Господа, вы сейчас восхищались талантом Ларисы Дмитриевны».

Источник: Действие третье, явление 13

Лариса отчаянно нуждается в искренней любви, понимании. Она осознает, что привлекает людей лишь в качестве красивой игрушки.

«Самолюбие! Вы только о себе. Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели».

Источник: Действие второе, явление 6

«Паратов…ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?
Лариса. Нет, одним только.
Паратов. Немного.
Лариса. Зато дорогим.
Паратов. А именно?
Лариса. Он любит меня». Источник: Действие второе, явление 8

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Источник: Действие второе, явление 6

«Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».

Источник: Действие четвертое, явление 11

В стремлении найти найти утешение в тихой семейной жизни Лариса соглашается выйти замуж за Карандышева. Это попытка отчаявшегося человека начать новую жизнь и позабыть душевную боль.

«Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем».

Источник: Действие первое, явление 4

«Лариса. Мне хоть бы в лес, да только поскорей отсюда вырваться.
Огудалова. Да ото и хорошо в захолустье пожить, там и твой Карандышев мил покажется; пожалуй, первым человеком в уезде будет; вот помаленьку и привыкнешь к нему.
Лариса. Да он и здесь хорош, я в нем ничего не замечаю дурного». Источник: Действие второе, явление 3

«Карандышев…чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий.
Лариса. Да ведь последнее-то почти так, Юлий Капитоныч, вот это правда». Источник: Действие второе, явление 6

«Паратов. Вы выходите замуж?
Лариса. Но что меня заставило… Если дома жить нельзя… если надо бежать и из дому и даже из городу?» Источник: Действие второе, явление 8

«… я решилась, наконец, выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней».

Источник: Действие четвертое, явление 7

Предчувствуя беду, Лариса стремится побыстрее уехать с Карандышевым в деревню, чтобы там попробовать залечить свою душевную рану.

«Нет, уехать надо, вырваться отсюда. Я стану приставать к Юлию Капитонычу. Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы…»

Источник: Действие второе, явление 3

«Лариса. Все-таки лучше, чем здесь. Я по крайней мере душой отдохну.
Огудалова. Да разве я тебя отговариваю? Поезжай, сделай милость, отдыхай душой! Только знай, что Заболотье не Италия. Это я обязана тебе сказать; а то, как ты разочаруешься, так меня же будешь винить, что я тебя не предупредила.
Лариса. Благодарю тебя. Но пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Источник: Действие второе, явление 3

Утончённая Лариса испытывает муки сильного стыда на убогом обеде Карандышева, который изо всех сил пытался пустить пыль в глаза гостям.

«Ах, как нехорошо! Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться. Вот мы ни в чем не виноваты, а стыдно, стыдно, так бы убежала куда-нибудь».

Источник: Действие третье, явление 2

«Бежала б я отсюда, куда глаза глядят…»

Источник: Действие третье, явление 3

Лариса не терпит насилия и ограничение собственной свободы. Когда Карандышев запрещает ей петь гостям, она игнорирует его запрет.

«Карандышев. Нет, нет! Я положительно запрещаю.
Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа!» Источник: Действие третье, явление 11

Лариса уважает себя, и потому она не сможет жить с таким жалким и ничтожным человеком, как Карандышев.

« А я так думаю, что бросит она его скорехонько. Теперь еще она, как убитая; а вот оправится да поглядит на мужа попристальнее, каков он…»

Источник: Действие первое, явление 2

«Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует».

Источник: Действие четвертое, явление 7

«Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство…»

Источник: Действие четвертое, явление 11

«Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы».

Источник: Действие четвертое, явление 11

«Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня».

Источник: Действие четвертое, явление 11

Лариса со всей страстью влюбляется в яркого и харизматичного молодого дворянина Паратова.

«Вожеватов….Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году, появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда.
Кнуров. Что ж с ним сделалось?
Вожеватов. Кто его знает; ведь он мудреный какой-то. А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!» Источник: Действие первое, явление 2

«С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал?»

Источник: Действие первое, явление 4

После внезапного исчезновения Паратова Лариса долгое время не может прийти в себя, страдает.

«…теперь еще она, как убитая…»

Источник: Действие первое, явление 2

«Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне все вижу, что кругом меня происходит».

Источник: Действие второе, явление 3

«Да, надо правду сказать, вы надолго отравили мою жизнь».

Источник: Действие третье, явление 12

«Я год страдала, год не могла забыть вас, жизнь стала для меня пуста…»

Источник: Действие четвертое, явление 7

Даже после предательства Паратова Лариса готова всё простить, лишь бы быть вместе с ним. Она по-прежнему любит его.

«Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда… Успокойтесь, он не явился, а теперь хоть и явится, так уж поздно… Вероятно, мы никогда и не увидимся более».

Источник: Действие первое, явление 4

«Паратов. Извините! Я виноват перед вами. Так вы не забыли меня, вы еще… меня любите?..
Лариса. Конечно, да. Нечего и спрашивать». Источник: Действие второе, явление 8

Влюблённая в Паратова Лариса бросает Карандышева накануне свадьбы и убегает со своим возлюбленным. Она надеется, что станет женой Паратова.

«Ведь чтоб бросить жениха чуть не накануне свадьбы, надо иметь основание. Вы подумайте: Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него жениха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей!»

Источник: Действие четвертое, явление 5

«У меня один жених: это вы».

Источник: Действие четвертое, явление 7

«Явились вы и говорите: “Брось все, я твой”. Разве это не право? Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала».

Источник: Действие четвертое, явление 7

«Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?»

Источник: Действие четвертое, явление 7

Лариса готова разделить с любимым человеком любые тяготы жизни, лишь бы быть с ним.

«Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?
Паратов. Нет.
Лариса. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя». Источник: Действие четвертое, явление 7

Известие о том, что Паратов несвободен и попросту использовал её, становится для Ларисы страшным ударом.

«Паратов. Я обручен.
Лариса. Ах!
Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь.
Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!». Источник: Действие четвертое, явление 7

После предательства Паратова Лариса мечтает о смерти, но у неё не хватает решимости совершить самоубийство. Она мечтает, чтобы кто-то помог ей уйти из жизни.

«Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть…»

Источник: Действие четвертое, явление 9

После предательства Паратова Лариса окончательно убеждается, что она является лишь игрушкой, красивой вещью для окружающих, и решает продать себя подороже, стать содержанкой Кнурова.

«Лариса (глубоко оскорбленная). Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!
Карандышев: Оставить вас? Как я вас оставлю, на кого я вас оставлю?
Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандышев (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин. (Хватает ее за руку)
Лариса (оттолкнув его). О, нет! Каждой веши своя цена есть… Ха, ха, ха… я слишком, слишком дорога для вас.
Карандышев. Что вы говорите! мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов?
Лариса (со слезами). Уж если быть вещью, так одно, утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова. Источник: Действие четвертое, явление 11

«Я не нашла любви, так буду искать золота».

Источник: Действие четвертое, явление 11

Лариса воспринимает свою смерть как подарок судьбы, и искренне благодарит Карандышева за это.

«Лариса (хватаясь за грудь). Ах! Благодарю вас! (Опускается на стул)
Карандышев. Что я, что я… ах, безумный! (Роняет пистолет)
Лариса (нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние… (Поднимает пистолет и кладет на стол)». Источник: Действие четвертое, явление 11

Лариса без сожаления уходит из жизни и никого не хочет обвинять в происшедшем.

«Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама».

Источник: Действие четвертое, явление 12

«Лариса (постепенно слабеющим голосом). Нет, не зачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю (Посылает поцелуй)».

Источник: Действие четвертое, явление 12

Характеристика Ларисы Огудаловой другими героями

Паратов

Паратов восхищается вокальными данными Ларисы.

«Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более».

Источник: Действие третье, явление 11

«Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве».

Источник: Действие третье, явление 12

Паратов очарован Ларисой, её красотой и нежностью.

« Паратов. Очаровательница! (Страстно глядит на Ларису.) Как я проклинал себя, когда вы пели!
Лариса. За что?
Паратов. Ведь я — не дерево; потерять такое сокровище, как вы, разве легко?» Источник: Действие третье, явление 12

Харита Огудалова

Харита Огудалова признается, что вынужденно отдает Ларису замуж за бедного чиновника Карандышева, поскольку дочь является бесприданницей.

«Кнуров. Нашелся жених, который берет без денег?
Огудалова. Без денег, Мокий Парменыч, где ж нам взять денег-то». Источник: Действие второе, явление 2

Карандышев

Карандышев укоряет Ларису тем, что её семья ведет излишне фривольный образ жизни, и упрекает её за близкие отношения с Вожеватовым, с которым она дружна с детства.

«Карандышев. Вам надо старые привычки бросить. Что за короткость с пустым, глупым мальчиком! Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было.
Лариса (обидясь). У нас ничего дурного не было.
Карандышев. Был цыганский табор-с — вот что было». Источник: Действие первое, явление 4

Карандышев отмечает многочисленные таланты Ларисы.

«Господа, вы сейчас восхищались талантом Ларисы Дмитриевны… Да-с, талантов у нее действительно много».

Источник: Действие третье, явление 13

Карандышев считает, что Лариса привыкла к мужскому вниманию и комплиментам.

«Ваши похвалы — для нее не новость; с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».

Источник: Действие третье, явление 13

Кнуров

Кнуров считает, что Карандышев является самой неподходящей партией для утончённой красавицы Ларисы.

«Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей…»

Источник: Действие первое, явление 2

Кнурову искренне жаль Ларису, которой приходится выходит замуж за столь жалкого человека как Карандышев.

«Однако положение ее незавидное».

Источник: Действие первое, явление 2

«Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль».

Источник: Действие второе, явление 2

Кнуров считает, что Лариса не вынесет бедную жизнь, поскольку она создана для блеска и роскоши.

«Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».

Источник: Действие первое, явление 2

«В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится».

Источник: Действие первое, явление 2

«Бедной полумещанской жизни она не вынесет. Что ж остается ей? Зачахнуть, а потом, как водится, — чахотка».

Источник: Действие второе, явление 2

«Она создана для блеску».

Источник: Действие второе, явление 2

Кнуров видит, что Лариса весьма далека от прозы жизни. Это одухотворённая, возвышенная девушка.

«Кнуров. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни.
Огудалова. Ничего нет, ничего.
Кнуров. Ведь это эфир». Источник: Действие второе, явление 2

Кнуров восхищается музыкальным талантом Ларисы.

«Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас».

Источник: Действие третье, явление 11

Кнуров считает, что Лариса решила сбежать от Карандышева потому, что Паратов пообещал сделать её своей законной женой.

«Ведь чтоб бросить жениха чуть не накануне свадьбы, надо иметь основание. Вы подумайте: Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него жениха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей!»

Источник: Действие четвертое, явление 5

Вожеватов

Вожеватов, как близкий друг семьи Огудаловых, знает, что Лариса — бесприданница, и потому вынуждена выйти за недостойного её мелкого чиновника Карандышева.

«Какая уж пара! Да что ж делать-то, где взять женихов-то? Ведь она бесприданница».

Источник: Действие первое, явление 2

«…теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает. Разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандышева, кабы лучше были?»

Источник: Действие первое, явление 2

Вожеватов считает Ларису простоватой и излишней прямолинейной девушкой, которая не умеет хитрить и лицемерить, как её мать.

«Вожеватов… да ведь она простовата.
Кнуров. Как простовата? То есть глупа?
Вожеватов. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
Кнуров. То есть правду?
Вожеватов. Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает». Источник: Действие первое, явление 2

Вожеватов знает, что Лариса всем сердцем любит Паратова, который её неожиданно бросил на целый год.

«Вожеватов… Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году, появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда.
Кнуров. Что ж с ним сделалось?
Вожеватов. Кто его знает; ведь он мудреный какой-то. А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! (Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». Источник: Действие первое, явление 2

Вожеватов видит, как тяжело приходится Ларисе, которая вынуждена по указу матери улыбаться и быть ласковой с ненавистными ей женихами.

«Набегали двое: старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Уж Ларисе не до них, а любезничать надо было, маменька приказывает».

Источник: Действие первое, явление 2

«У ней иногда слезенки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит».

Источник: Действие первое, явление 2

Вожеватов понимает, что Лариса выходит замуж за Карандышева с горя, чтобы прекратить вести ненавистный ей образ жизни.

«Вожеватов… Тут уж Лариса наотрез матери объявила: “Довольно, — говорит, — с нас сраму-то; за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли — разбирать не буду”. А Карандышев и тут как тут с предложением».

Источник: Действие первое, явление 2

Вожеватов уверен, что Лариса не сможет долго терпеть унизительную роль жены Карандышева и бросит его.

«А я так думаю, что бросит она его скорехонько. Теперь еще она, как убитая; а вот оправится да поглядит на мужа попристальнее, каков он…»

Источник: Действие первое, явление 2

Вожеватов восхищается музыкальным талантом Ларисы.

«Послушать да и умереть — вот оно что!»

Источник: Действие третье, явление 11

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Ларисы Огудаловой вместе!

Биография

Лариса Дмитриевна Огудалова — юная девушка, младшая из трёх дочерей Хариты Игнатьевны Огудаловой. Она принадлежит к порядочному, но обедневшему дворянскому семейству.

После смерти супруга Харита Игнатьевна вынуждена самостоятельно поднимать дочерей и определять их в жизни. Поскольку все дочери, в том числе и Лариса, были бесприданницами, они не могли рассчитывать выйти замуж за богатого и достойного человека. Поэтому Харита Игнатьевна часто приглашала в свой дом неженатых мужчин, заставляя своих дочерей быть с ними милыми и любезными.

Лариса с юных лет была окружена поклонниками. Красивая внешность, прекрасное воспитание и музыкальные таланты Ларисы привлекали к ней внимание, однако никто не торопился делать ей предложение — Лариса была бедна.

Когда в доме Огудаловых появился молодой красавец-дворянин Паратов, Лариса влюбилась в него. В течение двух месяцев Паратов кружил ей голову, а затем неожиданно исчез из её жизни.

В течение года Лариса очень страдала, но затем, устав от тоски и бесконечного лицемерия в собственном доме, решила выйти замуж за первого, кто её позовет. Таким человеком оказался бедный чиновник Карандышев.

Накануне свадьбы в город вернулся Паратов и, воспользовавшись доверчивостью Ларисы, провёл с ней ночь. Лариса была уверена, что станет его законной женой, но утром Паратов сообщил, что оно помолвлен и не собирается жениться на ней.

В отчаянии Лариса хотела покончить жизнь самоубийством, но так и не решилась сделать это. Карандышев, узнав о позоре своей невесты, решил отомстить её обидчику. Но вместо этого в пылу ссоры смертельно ранил Ларису. Умерла Лариса счастливой, с улыбкой на устах.

Образ Ларисы Огудаловой

В произведении автор не акцентирует внимание на внешности Ларисы, но даёт понять, что она красива. Куда больше внимания он уделяет внутреннему миру героини, её внутренним качествам, удивительно тонкой, восприимчивой и поэтичной душе.

Душевная красота Ларисы проявляется во многих талантах. Девушка имеет прекрасный вкус, она играет на гитаре и поёт проникновенные романсы, способные затронуть самые чувственные струны в сердцах людей.

Лариса — возвышенная натура, которой чуждо все земное, пошлое, мещанское. Она грезит о любви и отчаянно пытается ее найти, но безуспешно. К сожалению, она так и не смогла найти равного себе мужчину, который смог бы оценить по достоинству её богатый внутренний мир.

Настоящим ударом для Ларисы становится предательство Паратова. Всего несколькими жестокими словами он разрушает этот удивительно прекрасный и хрупкий мир в душе героини. Лариса понимает, что она не может жить прежней жизнью и пытается покончить жизнь самоубийством, вот только у неё не хватает на это решимости.

Лариса с грустью осознает, что является лишь красивой игрушкой в руках людей, которые совершенно не считаются с её чувствами. Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её при помощи монетки, она окончательно разуверяется в человечности и справедливости этого мира. Лариса решает, что если уж и быть вещью, то самой дорогой, и внутренне соглашается стать содержанкой Кнурова.

Однако нравственное падение Ларисы предотвращается выстрелом Карандышева. Жених Ларисы становится её спасителем, и, умирая, Лариса благодарит его за то, что избавил от жалкой участи любовницы и помог покинуть страшный, бездуховный мир, в котором человек может стать живым товаром.

Лариса умирает с улыбкой на устах. Она ни на кого не держит зла, искренне прощает всех своих обидчиков. Ее трагический уход из жизни оставляет глубокий след в душах людей.

Вывод

В пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» образ Ларисы Огудаловой прописан с большой любовью и нежностью. Она обладает многими качествами, которые во все времена имели самую высокую цену. Сразу чувствуется небезразличное отношение автора к героине, её трагической судьбе.

Роль героини в произведении раскрывает финал пьесы: таким духовным, нравственным людям нет места в жестоком и холодном мире, которым правят бездуховные торгаши. Они либо утрачивают своё духовное начало, приспосабливаясь к реалиям жизни, либо погибают. Характеристика Ларисы Огудаловой позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, составить доклад или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест не найден!

Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: Всегда ли ценны заветы отцов? | Спринт-Олимпик
Следующая
СочиненияХарактеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе Бесприданница кратко, образ героини Островского с цитатами для сочинения в таблице
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру