Сочинение: Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Во все времена есть люди, которые дают наставления, приказывают, что делать, не спрашивают, чего хотят на самом деле их близкие люди. Властные, в какой-то мере жесткие, не терпящие возражений, они сами — рабы устоев и традиции, которые для них важнее чувств родных. Представительницу русского купечества, воплотившую эти качества, показал А. Островский в пьесе “Гроза”. Этим отрицательным персонажем является Марфа Игнатьевна Кабанова или Кабаниха — богатая купчиха, вдова, властная женщина, которая привыкла, что все домашние слушаются ее во всем без пререканий. 

Ее фамилия говорит сама за себя. С первых минут знакомства с ней мы убеждаемся в ее деспотичном характере, особенно достается ее сыну Тихону. Мать заставляет сына подчиняться ей во всем, манипулирует им. Тихон Кабанов под каблуком у собственной матери. Любое ее слово — закон. Тихон страдает больше, чем все остальные в семье, потому что мать растоптала его мужское начало и отняла у него, хозяина, бразды правления в доме. Ощущая собственную ничтожность, Тихон сбегает от семьи под любым предлогом и напивается. Таков итог родительской деятельности Кабанихи. Это обличает ее эгоизм. В глубине души она хочет видеть сына слабым и никчемным, лишь бы не уступать своеобразный престол в доме.

Главное в жизни Кабанихи — это общественные устои и порядки. Властная, не терпящая возражения женщина, издевается над всей семьей, но прикрывает свои темные дела отсылками на «Домострой». Точнее, ее версию «Домостроя». Она привыкла, чтобы дети беспрекословно слушались своих родителей и не нарушали правила, установленные старшими. Муж в семье, по ее мнению, главный. Таков закон «Домостроя». Но вопреки этому, Марфа Игнатьевна лишила своего сына возможности быть таковым в его семье. Почему? Она сама взяла на себя эти семейные функции, подчинив и сына, и всех домочадцев своей воле. Главой семьи является она, Кабаниха. Героиня подменила традиции своим видением оных и выдает свою правду за общепринятую истину. Поэтому дети не уважают ее: они видят фальшь матери и не хотят прозябать под ее гнетом вечно. Героине действительно свойственно лицемерие. В отношениях с более “сильными” такими как Дикой Кабаниха ведет себя по-иному. Она понимает, что на силу найдется еще большая сила, поэтому с Диким она вежлива и обходительна. Можно сделать вывод, что она лицемерна, изворотлива, хитра. Мы видим как на людях она мила и приветлива, молится Богу, и тут же продолжает тиранить в своем доме, то есть нарушает законы Божии. Неслучайно о ней говорят: 

“Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Кабаниха невежественна, как и большинство людей в городе Калинин. Для нее гроза — это не явление природы, а наказание за грехи. Но героиня считает себя умнее других, каждое свое слово считает истиной. 

“Ничего-то не знают, никакого порядка” — жалуется она.

Марфа Игнатьевна — очень противоречивая натура: дома самая настоящая тиранша, а на людях милая и приветливая. Богу молится, а сама продолжает грешить, обижая близких. Бедной Катерине от нее все время достается, она ревнует сына к невестке. По ее мнению, жена не должна кидаться мужу на шею, как к любовнику. Она должна выть, провожая мужа из дома. Тихон, боясь перечить матери, не заступился за жену, когда та ее при всех унижала. Он слышит ее слова: 

“Ну, ты помнишь все, что я тебе сказала? Смотри ж, помни! На носу себе заруби! ”. 

Они полностью парализуют его волю. Когда Катерина утопилась, Тихон завидует ей: она теперь свободна, а ему, бедному, дальше жить под игом матери. 

Антиподом Кабанихи является в пьесе Катерина. Она тоже уважает традиции. Только понимание этих традиции у двух героинь не совпадает. Кабаниха привыкла, что дети должны подчиняться родителям, жена — мужу. Для Катерины в отношениях в семье главное — уважение и любовь. Катерина нарушила устои общества, изменила мужу, потому что хотела любви. Жить дальше она не смогла, так как понимала, что ее ждет наказание. Но для таких как Кабаниха, наказания не существует. Образ Кабанихи стал нарицательным. Они, кабанихи, продолжают жить дальше, и черты характера мы можем увидеть и в наше время.

Предыдущая
СочиненияСочинение: Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита» (М.А. Булгаков)
Следующая
СочиненияИтоговое сочинение: Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру