Сочинение: Спор Базарова и Кирсанова (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862, после отмены крепостного права. Была разорвана многовековая связка «мужик ─ помещик», что привело и к обнищанию большого количества крестьян, и к разорению многих дворян −землевладельцев. Представители обоих сословий были в растерянности и не знали, как им жить дальше. На этом фоне между главными героями романа разгораются споры о будущем России. 

Начиная с семейного конфликта между Аркадием Кирсановым и его отцом, автор переходит к общественным и политическим противоречиям. Здесь главными антагонистами становятся Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров, представители двух полюсов тогдашнего русского общества ─ помещиков, бывших крепостников, и разночинной интеллигенции. Противостояние между ними, по сути, идейный стержень романа, его нерв. 

Взаимоотношения персонажей раскрываются, главным образом, в свете их идеалов и убеждений. Поэтому эмоциональные речи, споры, переживания и размышления героев играют важную роль в повествовании. 

Павел Петрович, не такой уж старый человек, не хочет понять и принять происходящие вокруг перемены. Он считает, что  принципы, усвоенные им в молодости, возвышают его над людьми, которые приспособились к современности. Но в своём упрямстве он просто смешон, его роль в романе комична, хотя он и вызывает Базарова на дуэль. Кирсанов чувствует свой разлад со временем и объясняет его тем, что в настоящем нет ничего хорошего. Таким образом, он остаётся в плену своих предрассудков.

Антипод Кирсанова, разночинец Евгений Базаров ─ цельная, волевая личность. На момент знакомства со старшими Кирсановыми, Базаров, ещё не познавший любовь и страдания,  ─ безжалостный, самоуверенный разрушитель: «Мы ломаем, потому что мы ─ сила» — заявляет он Кирсанову. Базаров отвергает философию, религию, искусство, абстрактную, оторванную от жизни науку. Он ─  приверженец атеизма и материализма. Природа для него ─ не храм, а мастерская, в которой человек ─ работник. Основой правильного общественного устройства, по мыслям Базарова, является труд. Общество не должно быть разделено на тех, кто работает, и на тех, кто сидит, сложа руки. В то же время у Базарова, в отличие от его противника, нет никаких чётко сформулированных принципов и догм. В очередном споре с Кирсановым он говорит, что они, нигилисты, ничего не проповедуют. Евгений Базаров верит только в естественные науки. 

«В принципы не верит, а в лягушек верит», ехидно замечает Павел Петрович. 

Но ирония ─ главное оружие Базарова, а не его противника. С помощью иронии Базаров ставит барьер между собой и людьми, которых не уважает. Во время дуэли с Павлом Петровичем он с горечью и злобой иронизирует не только над ним, но и над самим собой вместо того, что бы бояться за свою жизнь.

Кто победил в конфликте Базарова и Кирсанова? В человеческом плане хладнокровный и циничный Базаров превзошёл обидчивого и самодовольного Павла Петровича. Но в историческом, общественном плане победителей в споре не было. Закостеневшие в своём консерватизме помещики, подобные Павлу Петровичу, ушли с исторической сцены. Но не добились своих целей и нигилисты. Сам Базаров признал, что он не нужен России. Искать же утешения в науке, любви к женщине, чувстве выполненного долга он не способен ─ для этого Базаров слишком горд, зол и свободолюбив. Естественным финалом для героя стала его смерть.

Если же говорить о симпатиях Тургенева, то для него главным критерием в отношении к личности было то, как эта личность относится к современности. Полноценная личность, по его мнению, должна жить в гармонии со своим временем. Поэтому автору больше импонирует Базаров, а людей, подобных Павлу Петровичу, он считает мелкими и недалёкими. Но в то же время писатель понимал, что у нигилистов нет способностей к созиданию, а разрушение старого мира, к которому стремились нигилисты, как им казалось, для блага людей, могло, в итоге, привести к страданиям и смерти этих самых людей. Что и произошло в России спустя десятилетия после написания романа. 

Предупреждения И. С. Тургенева и других деятелей искусства о том, что разрушителям нельзя  доверять власть, увы, остались не услышанными. Не сбылись и надежды автора «Отцов и детей» на то, что его роман поспособствует объединению всех прогрессивных сил в стране и созданию гармоничного общества.

Предыдущая
СочиненияСочинение 9.3: Что такое слава? (по тексту Дубова)
Следующая
СочиненияСочинение: Москва 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру