Сочинение: Мое любимое стихотворение Н.А. Некрасова

Николая Алексеевича Некрасова недаром считают одним из самых «народных» поэтов. Героями в его произведениях чаще всего становились крестьяне, он открыто указывал на их проблемы и рассуждал о сложностях жизни. Мое любимое стихотворение поэта называется «Школьник».

«Школьник» был написан Некрасовым в далеком 1856 году. Впервые широкая публика увидела его на страницах журнала «Библиотека для чтения», а затем и в сборнике сочинений автора. Что примечательно, в то время поэт временно проживал в местах, связанных с именем знаменитого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Гениального деятеля науки Некрасов упомянул в строках стихотворения в качестве примера: крестьянин сумел достичь небывалых высот, потому что учился.

«Школьник» — это гражданская лирика. Автор не только создает сюжетную линию, но и размышляет о проблемах общества (невежество, бедность и др.), показывает любовь к родной стране, несмотря на ее недостатки. Направление — довольно типичный для Некрасова реализм. Героями являются обычные люди, которые пытаются выживать в тяжелых условиях. Кроме того, благодаря описываемой ситуации можно понять то, как государство относилось к своим гражданам и с какими трудностями им приходилось сталкиваться. 

В центре внимания читателей оказываются сразу два образа. Первый — некий мужчина, который предлагает довезти мальчишку туда, куда ему нужно. Второй — ребенок, который стремится постигать знания, несмотря на бедность. Рассказчик — человек простой, с богатым жизненным опытом. Он практически сразу понимает, куда направляется школьник, и делает несколько предположений по поводу того, в какой семье родился путник. Он добр по отношению к новому знакомому, поддерживает благородное желание получить образование и напутствует ребенка вдохновляющими словами:

«Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь…»

У ребенка нет собственных реплик или каких-либо действий — все стихотворение строится на длинном монологе сострадательного рассказчика. Несмотря на это, Некрасов все же дает краткое, но очень емкое описание школьника:

«Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…»

Подросток явно родился в бедной семье, и даже добираться до учебного заведения ему приходится долго. С собой ребенок несет котомку, в которой виднеется книжка. Вопреки нужде родители все же постарались обеспечить сына необходимыми учебниками. Вместе с тем мальчик очень настойчив и тверд характером, ведь вместо учебы он, например, мог бы пойти сразу работать или помогать отцу с матерью по хозяйству. Но у него есть мечта, и он хочет ее исполнить.

В тексте автор затрагивает несколько важных тем, которые актуальны для любого времени. Во-первых, это взаимовыручка. Старший товарищ без раздумий предлагает школьнику помощь, не требуя никаких денег взамен. Он по-настоящему радуется, видя деятельного мальчишку, и надеется, что таких людей станет больше. Во-вторых, Некрасов говорит о роли образования в жизни человека. Хорошие учителя способны раскрыть потенциал ребенка, привить лучшие качества и дать ему шанс на достойную жизнь. И, наконец, в стихотворении затрагивается тема мечты. Юный герой готов идти к цели через все сложности, которые его ожидают. Он отправляется в долгий путь один, не страшась трудностей и возможных лишений.

Безусловно, основной затрагиваемой проблемой здесь является низкое социальное положение простых людей (в частности — крестьян, так как чаще всего писатель обращал внимание именно на их тяготы). Им было сложно получить нормальное образование, так как государство совсем не помогало в этом деле. В особенно незавидном положении находились бедняки, ведь им нужно было отдавать последнее, чтобы у детей появлялась возможность добиться успеха. «Знаю: батька на сынишку/Издержал последний грош…» — говорит рассказчик.

Основную идею произведения можно емко выразить известной русской пословицей: «Ученье – свет, а неученье – тьма». В своем монологе рассказчик отмечает, что образование делает из человека благородную, сильную личность. Именно поэтому он так поддерживает стремление школьника. Мне это стихотворение нравится, потому что в нем затронуты близкие мне проблемы и темы. Я ведь тоже получаю образование, чтобы достичь высот в любимом деле.

Предыдущая
СочиненияСочинение ЕГЭ: Проблема одиночества в рассказе Бунина «Красавица»
Следующая
СочиненияСочинение: Нравственные полюса Молчалина и Чацкого (по пьесе Грибоедова «Горе от ума»)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру