«Повесть о разорении Рязани Батыем» относится к жанру древнерусской литературы. Произведение содержало в себе главную мысль — сражаться за свою Родину, пока не погибнут все защитники.
В 1237 году татаро-монгольское войска во главе с Батыем, которого автор называет «безбожным», подошло к границе Рязани. Хан отправил своих посыльных к князю Юрию Ингваревичу с требованием отдать орде десятую долю своих богатств и людей. Тогда рязанский князь обратился с просьбой к Георгию Всеволодовичу. Он хотел, чтобы владимирский князь выступил против Батыя вместе с ним. Но Георгий промолчал и не стал вступать в войну.
Юрий же, поняв, что помощи от города Владимира не дождаться, решил позвать своих кровных братьев: Давыда из Мурома, Глеба из Коломны, Олега Красного, Всеволода Пронского.
Собрались они и стали думать, как умилостивить Батыя. И решили отправить к хану сына Юрия Федора с подарками и просьбами не воевать против русских людей. Отправился молодой князь к врагу. Тот принял все дары и пообещал оставить рязанскую землю в покое. Только обещание свое не сдержал. Стал он совершать набеги и требовать от князей, чтобы те присылали к нему своих жен и дочерей на поругание. Особо стал он требовать, чтобы доставили к нему супругу Фёдора Юрьевича, так как прослышал Батый, что была она красоты необыкновенной.
Настолько был хан лживый и коварный, что прямо в лицо Федору и сказал, что хочет иметь жену его. Не стерпел такой обиды молодой князь и грубо ответил, что не видать хану русских девушек, пока живы их защитники. Разъяренный Батый приказал убить дерзкого юношу и всех князей, которые были с ним, а тело Федора развеять по полю, чтобы растерзали его дикие звери.
Один из воспитателей Апоница спрятался от татар и позже похоронил своего отрока. Потом отправился к Евпраксии, супруге Федора и всё рассказал ей. Молодая жена с младенцем на руках выбросилась из высокого терема и разбилась насмерть.
Отец же, Юрий Ингваревич с женой своей долго горевали и плакали, и было горе настолько великим, что плакал весь город. Потом, собравшись с духом, рязанский князь стал готовиться к битве. Обратился он к воеводам и всем защитникам со словами о том, что лучше быть убитым, чем «во власти поганых». Потом отправился в храм и долго молился перед иконами.
Получив напутствие святого отца и поцеловав Агриппину, отправился воевать с ханом. Недалеко от Рязани повстречалось им войско татарское, и началась сеча великая. Много людей погибло в этой битве. Но силы были неравные. Один рязанец бился против тысячи противников, а два против десяти тысяч. Вскоре был убит Давыд Муромский. Увидев это, стал еще отважнее сражаться Юрий. Он пересаживался с коня на коня, проезжал сквозь целое войско и мужественно рубил татарскую орду. Но справиться с войском русские не смогли. Убили Юрия Ингваревича, Глеба, Владислава и остальных князей. Олег Ингваревич, израненный, попал в руки врага, а позже был убит.
Батый же, увидев, сколько воинов он потерял, пришел в бешенство. Отправился он на землю русскую, стал все крушить и ломать, деревни и города сжигать, а мирных жителей убивать.
Подошел хан к Рязани и осадил город. Но горожане бились мужественно, вместо одних убитых становились другие. На шестой день осады, 21 декабря, татаро-монголы вошли в городские ворота. В соборе нашли они Агриппину со снохами и детьми, и всех их убили, а священнослужителей огнем сожгли. Весь город разорили, в живых никого не оставили.
А Батый еще сильнее разошелся и пошел с мечом на соседние Владимир и Суздаль. Хотел он веру христианскую уничтожить, а все храмы спалить.
В то же время в городе Чернигове по делам был Евпатий Коловрат, еще один рязанский житель. Услышал он про беду великую, собрал войско небольшое по численности кинулся в Рязань. Приехав туда, поразился он увиденному. Все люди, и старые, и малые убиты были. Тогда нашел он 1700 человек, которые во время погрома вне города находились и бросился в погоню за Батыем. Около Суздаля напали русские на ханское войско и начали сечь всех нечистых. Смешалось всё у татаро-монгол, испугались они, даже сам Батый.
Когда поймали пять тяжело раненых воинов рязанских, хан стал допрашивать их, откуда они взялись и зачем напали на него. И тогда люди ответили, что пришли они от Ингваря Ингваревича воздать честь Батыю. Тогда царь отправил Ховсторула на сражение с Евпатием. Коловрат буквально разрубил противника пополам. Разъяренные татаро-монголы стали метать в него камни из орудия. Всего израненного Евпатия доставили к Батыю. Глядя на его тело, хан дивился его мужеству. Потом сказал, что хотел бы иметь такого воина и держал бы он его близко к сердцу. Тех, кто выжил, царь отпустил.
Ингварь Ингваревич во время схватки был в гостях у Михаила Черниговского. По возвращении на родную землю увидел он мать свою мертвую, родных и весь народ свой. И закричал он так, что вопль был далеко слышен. Потом, собравшись с силами, очистил город от трупов, похоронил всех с почестями. И все время непрестанно плакал.
Отправился он на место боя и нашел братьев своих убитых. Были они уже зверями истерзаны и в землю вмерзшие. Опять кричал и плакал Ингварь Ингваревич. Причитал, что покинули его родные, что горе заполнило все его тело и душу.
Обратился князь к Господу, попросил заступиться и помочь ему. Вскоре собрал все тела погибших, доставил в Рязань и провел церемонию захоронения с особыми почестями. Затем нашел тело Федора, племянника своего, и положил его в гроб вместе с женой и сыном маленьким.
Через некоторое время Ингварь сел на престол рязанский. Церкви восстановил, улицы и дома построил, людей населил. А брата своего двоюродного Михаила Всеволодовича поставил князем вместо отца Всеволода Пронского.
Предыдущая