«Гении и аутсайдеры»: краткое содержание книги Гладуэлла

англ. Malcolm Gladwell. Outliers. The Story of Success · 2008
Краткое содержание книги
Читается за 19 минут, оригинал — 7 ч

Успех: случайность или закономерность?

Книга «Гении и аутсайдеры: почему одним все, а другим ничего» интересна, прежде всего, нестандартным подходом к феномену успеха. Путь к богатству, славе и признанию у каждого свой. Он складывается из череды случайностей, трудолюбия и таланта. Что бы ни говорили бизнес-тренеры, успех во многом зависит от удачи: нужно родиться в нужное время — год и даже месяц рождения имеют огромное значение, в правильной семье, стране и городе, а потом замечать и использовать шансы, которые появляются в жизни. С точки зрения Гладуэлла, правильная семья не обязательно должна быть богатой, удачный для рождения год может оказаться одним из самых трудных и голодных в истории, а жизненные трудности и проблемы в начале карьеры нужно воспринимать как подарок судьбы.

Автор знакомит читателей с гипотезами о том, что культурные особенности пилотов могут привести к авиаката­строфам, что атмосфера отдельного взятого города может оказывать терапев­тический эффект на его жителей, а любовь хозяина к рабыне может обернуться разнооб­разными преимуществами для их потомков. Эти гипотезы совсем не похожи на научные, однако рациональное зерно в них есть.

Язык изложения и структура книги делают ее более похожей на увлекательный роман, чем на традиционную нон-фикшн книгу. Однако «Гении и аутсайдеры» заставляет посмотреть на многие вещи и явления под другим углом и задуматься, правильно ли мы живем, воспитываем детей и строим карьеру. Кроме того, многочисленные истории успеха людей, проанали­зи­рованные автором, делают книгу отличным мотиватором.

Сила обстоятельств

В последнее время биографические книги и статьи стали не просто последо­ва­тельным жизнеописанием, а восхвалением уникальных личностных качеств того или иного выдающегося человека. Только не умеющий читать не знает, что Стив Джобс отличался маниакальным стремлением к простоте во всем, а Майк Тайсон — невероятной агрессивностью. При этом мало кто задумывается над тем, что, возможно, мы никогда не услышали бы о Джобсе, если бы его растили биологические родители вдали от Кремниевой долины. И неизвестно, стал бы Майк Тайсон боксером или нет, если бы рос в более благополучном районе и дружной семье (те, кто знал Майка в детстве, в один голос заявляют о его мягком характере и неумении постоять за себя).

Родиться в нужное время в нужном месте

Чтобы стать известным футболистом, недостаточно родиться в Бразилии, а канадское гражданство не обязательно откроет путь в НХЛ. Однако если будущему хоккеисту посчаст­ливилось родиться в Канаде, к успеху его может приблизить удачный месяц рождения.

Оптимальными месяцами рождения для будущих хоккеистов являются январь, февраль и март. Чем ближе день рождения к началу года, тем больше шансов на успех. Оказывается, у 40% игроков сильнейших канадских взрослых, юношеских и детских хоккейных команд дни рождения в январе, феврале и марте, у 30% — между апрелем и июнем, у 20% — между июлем и сентябрем и только у 10% — в последние месяцы года.

Такая ситуация никак не связана с астрологией, нумерологией и фазами Луны. Просто набор в хоккейные группы завершается к концу календарного года. Если ребенку исполняется 10 лет 30 декабря, он попадает в группу десятилеток, а если его день рождения 2 января, он тренируется с девятилетками. В этом возрасте разница в год критична — в течение 12 месяцев значительно увеличиваются рост и вес и улучшается координация движений. В результате такого отбора самые старшие (а значит, ловкие и рослые) юные игроки считаются наиболее талантливыми. Они попадают в детские клубные команды, с ними занимаются лучшие тренеры, в течение сезона они участвуют в большем количестве матчей и тренируются в 2−3 раза больше, чем их менее удачливые сверстники. Через 4−5 лет незначи­тельное отличие в возрасте перерастает в огромную пропасть в уровне игры благодаря более качественному обучению, более интенсивным тренировкам и игровой практике. Перед успешным подростком открываются перспективы большого спорта.

Анализ состава спортивных команд по другим видам спорта в разных странах лишь подтвердил гипотезу о влиянии месяца рождения на дальнейшую карьеру. Отбор в детские футбольные команды в Англии заканчивается к 1 сентября, а большинство футболистов английской Премьер-лиги родились в осенние месяцы. Похожая статистика в чешском хоккее, европейском футболе и американском бейсболе.

Роберт Мертон называл такую ситуацию самоиспол­няющимся пророчеством — когда неверное определение влечет за собой обстоятельства и поведение, превращающие это определение в реальность. Мертон также использует термин «эффект Матфея» по аналогии с Новым Заветом: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Эффект Матфея проявляется при наличии трех факторов: разделения, распределения и дифферен­ци­ро­ванного опыта. Решение об отборе игрока в группу принимается, когда он находится в юном возрасте; затем «способные» отделяются от «неспособных», и «способные» (то есть те, кто родился в дни, наиболее близкие к дате окончания отбора) получают решающее преимущество.

Роберт Мертон (1910−2003) — известный американский социолог, основатель структурного функцио­нализма

Эффект Матфея работает не только в спорте. Нередко родители раньше срока отдают в школу детей, умеющих читать и считать. Часто такие дети хуже адаптируются к школе, и со временем разница в несколько месяцев не сглаживается, а усугубляется. В американских колледжах студенты, относившиеся к младшей части класса в школе, составляют всего 11,6%.

Приведенные выше примеры демонстрируют, что самый способный и целеустремленный человек может так и не получить возможность проявить себя лишь из-за того, что родился не в том месяце. Единственный выход — запретить любые тестирования и отборы, по крайней мере, до достижения ребенком десятилетнего возраста.

Благоприятные возможности

Случается, что ребенок рождается «с серебряной ложкой во рту», с младенчества его окружают лучшие гувернантки, затем он поступает в элитную школу, после которой с высокой вероятностью продолжает образование в престижном университете, а в результате он становится заурядным неудачником, способным только проматывать наследство. В то же время его ровесник из менее благополучной страны, который вынужден работать с ранних лет из-за того, что родители едва сводят концы с концами, может стать богатым и знаменитым.

Дело в том, что, говоря о возможностях, мы чаще всего имеем в виду деньги и статус. Однако гораздо важнее оказаться в нужное время в нужном месте. Причем для одного это место станет началом успеха, а для другого станет лишь еще одной остановкой на жизненном пути.

Билл Гейтс родился в состоятельной семье. Однако он достиг того, чего достиг, благодаря череде благоприятных возможностей. Вот лишь некоторые из них:

  • Биллу было скучно в обычной школе, и родители перевели его в частную школу «Лейксайд».
  • Родители учеников приобрели компьютер для школы — в то время это была редкость.
  • Мать одного из учеников оказалась совладелицей компании-провайдера компьютерного времени, и Билл мог проводить долгие часы за компьютером.
  • Билл случайно узнал о вакансии программиста в компании ISI.
  • Школа «Лейксайд» разрешила ученикам пропустить семестр, чтобы они смогли участвовать в проекте по компьюте­ризации электро­станции.

Трудности, которые идут на пользу

Путь к успеху, как правило, тернист. Однако нередко именно проблемы дают толчок развитию в нужном направлении. Проанали­зировав жизненный путь нескольких известных нью-йоркских адвокатов конца XX века, автор составил список факторов, которые повлияли на успешное развитие карьеры. Некоторые из этих факторов были скорее негативными, чем позитивными.

Предыдущая
Пересказы«Переломный момент»: краткое содержание книги Гладуэлла
Следующая
Пересказы«Бизнес с нуля»: краткое содержание книги Риса
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить