«Ранние журавли» Ч. Айтматова — краткое содержание

Действие повести происходит в разгар Великой Отечественной Войны – зимой 1943 года. Название «Ранние журавли» характеризует детей, которым слишком рано пришлось встретиться с трудностями и жестокостью внешнего мира. Одновременно прибытие этих птиц символизирует для героев произведения надежду. Прочитать “Ранние журавли” краткое содержание можно далее.

Главные и второстепенные персонажи

Центральным героем произведения является мальчик Султанмурат. Ему всего 14 лет, но он уже вынужден брать на себя ответственность и принимать взрослые решения. У него есть двое друзей – Анатай и Эркинбек, которые всегда стараются помогать ему, но иногда между мальчишками возникает соперничество. Например, за внимание симпатичной одноклассницы Мырзагуль.

Мать Султанмурата болеет, мальчик заботится о ней и очень переживает, что женщина не поправится. В семье еще несколько детей, их содержание тоже ложится на плечи главного героя, так как его отец отправился воевать.

Пересказ «Ранние журавли» по главам

Повесть описывает события, которые происходят в 1943 году, когда немецкие войска проводили активное наступление. Действие разворачивается в Киргизии, в небольшом поселении – ауле. Жителям очень тяжело, но они крепятся и ждут перелома в военных действиях, чтобы все стало, как раньше. Поэтому несмотря на тяжелые условия, дети все равно ходят в школу и стараются делать успехи в обучении.

Холодная зима. Школьный класс сидит в неотапливаемом помещении. Дети сильно мерзнут, поэтому учительница старается поддержать их моральный дух рассказом о тропиках. Она говорит, что на свете есть такой остров – Цейлон (после 1972 года он стал называться Шри-Ланка и теперь относится к одноименному государству в южной Азии). Там всегда тепло, постоянно светит солнце и даже дожди – теплые, тропические.

Весь класс с интересом слушает рассказ учительницы, но Султанмурат скучает по отцу, который уже давно ушел на фронт, и думает о постоянно болеющей матери. Мальчик не знает, как ей помочь, и надеется только на то, что папа скоро вернется.

Султанмурат вспоминает, как их семья была счастлива до войны. Они с отцом часто вместе ездили в город и находили там разные развлечения: парки, цирки, зоопарки. Уже давно семья не получала от него никаких новостей.Султанмурат думает, что его папа, возможно, погиб, как и многие другие мужчины из аула.

Сейчас мальчик, несмотря на свой юный возраст, является главой семьи. На его плечах забота о матери и трех других младших детях. Многие его сверстники в таком же положении, так как большинство мужчин аула ушли на фронт.

Но Султанмурат занят не только тяжелыми мыслями. Еще он думает о том, что ему нравится симпатичная одноклассница – Мырзангуль. Султанмурат хочет, чтобы девочка заметила его и почувствовала то же, что и он.

В продолжении краткого содержания «Ранние журавли» Айтматов показывает, что в военные годы детям было совсем нелегко – им приходилось брать на себя взрослую работу. Руководитель колхоза обратился к классу Султанмурата и попросил у детей помощи для родного аула. От них требуется ответственность, прилежание и труд – так же, как и от взрослых, чтобы поселение смогло продержаться и помочь тем, кто воюет на фронте. Султанмурат теперь будет следить за конями и готовить их к пашне.

Среди лошадей мальчик видит двух знакомых – когда-то они принадлежали его отцу. Через некоторое время Султанмурата назначают командиром отряда, ответственного за распахивание поля на одной из дальних территорий. Мальчик берется за дело: организовывает людей, следит за оборудованием, занимается лошадьми.

Наконец, все кони были выхожены и подготовлены к работе. Но однажды случается происшествие. Друг Султанмурата, Атынай, тоже хочет привлечь внимание красавицы Мырзагуль, и он показывает ей, как смело гарцует верхом. Но конь оступается и падает, повредив сустав. За это положено наказание, но оно достается Султанмурату, ведь это он не уследил и за мальчиком, и за лошадью.

Но пока что ему нужно бросить все силы на то, чтобы помочь своим родным. Султанмурату необходимозаботиться о маме и младших детях, поэтому на школу времени и сил больше не остается – он бросает обучение. С Мырзагуль у него тоже не получается видеться, и Султанмурат переживает, что девушка может забыть его. Он пишет ей письма, но не получает ответа.

Но когда молодые люди увиделись наконец вживую, Мызагуль отвечает Султанмурату взаимностью. Между ними вспыхивает первое юношеское чувство, и девочка даже дарит ему платок с именной вышивкой. Влюбленность помогает Султанмурату справляться с трудностями и верить в лучшее – что война закончится, мама выздоровеет, а отец вернется домой. Их дружба с Атынаем подвергается испытанию. Тотот тоже влюблен в Мызагуль и даже дерется с Султанмуратом, когда узнает, что девушка ответила на его чувства.

Султанмурат старается сосредоточиться на работе. Пришло время вспахивать поле, и на мальчике лежит большая ответственность. Бригадир строго спрашивает с него за работу всего коллектива.

В продолжении краткого содержания «Ранние журавли» в аул приходит печальное известие. Отец Атыная был убит на фронте. Все жители стараются поддержать скорбящую семью, оставшуюся без кормильца. Теперь ее должен возглавить совсем еще юный мальчик. Султанмурат старается помочь другу и даже предлагает ему подарить платок своей возлюбленной. Но Атынай понимает, что девушка влюблена не в него, и потому отказывается, хотя и ценит жест друга.

Ранней весной пашня оказывается очень тяжелой. Морозы еще не отступили, земля твердая, поэтому и коням, и людям сложно работать. Но как-то раз мальчики видят, что над полем кружит журавль. Эта птица прилетает, когда весна уже не за горами, и приносит надежду. В ауле также считается, что журавль в небе – это знак, что урожай в этом году будет хорошим. Султамурат очень хочет найти перо этой птицы, чтобы подарить его своей возлюбленной.

Весной юные работники наконец вспахали поле. Это была настоящая первая победа ребят, но вот только торжествовать и гордиться собой им не удалось. Однажды ночью, когда мальчики спали, какие-то взрослые люди зашли к ним в юрту. Пользуясь темнотой и внезапностью, они связывают всю команду. Оказывается, что это конокрады. Они уводят с собой четырех лошадей, и это немыслимая потеря для бригады Султанмурата. Понимая, как много значат эти кони и его работа в целом, Султманмурат садится верхом на одну из бывших лошадей своего отца и устремляется в погоню за ворами.

Но разве может один неопытный и безоружный подросток справиться с несколькими взрослыми мужчинами? Догнать конокрадов Султанмурату так и не удается. Те отстреливаются, и одна из пуль попадает в лошадь под седлом мальчика. Они падают, и животное вскоре умирает.

На Султанмурата нападает отчаяние. Он горько плачет, сидя на земле, когда понимает, что его мечты теперь не сбудутся. Он не сможет встретить отца верхом на его любимом коне, не сможет красиво подъехать верхом к Мырзагуль, возвращаясь с работы на пашне…

Султанмурат так и остается сидеть рядом с телом коня, забыв об осторожности. Он не понимает, как ему теперь вернуться в аул: что он скажет другим членам команды, как бригадир отреагирует на кражу коней? Обвинят ли во всем Султанмурата? Будет ли он жестоко наказан? Как теперь будет работать вся их бригада?

В тяжелых мыслях Султанмурат не замечает, что он больше не один. В ночной темноте к нему подкрадывается голодный зверь. Это волк, который голодал всю зиму. Его привлек запах крови, и он хочет съесть мясо убитой лошади, руководствуясь своим инстинктом выживания. Сидящий рядом с телом человек – помеха, которую нужно устранить, а в перспективе – такое же мясо. Поэтому голодный хищник сгруппировался и уже приготовился к прыжку.

Султанмурат замечает волка. Он понимает, что сейчас ему предстоит схватка не на жизнь, а на смерть. Бежать от отчаявшегося хищника бесполезно, к тому же, скорее всего, где-то рядом должна быть остальная его стая. Поэтому мальчик решает сражаться за свою жизнь. Но у него нет никакого оружия. Максимум, что он может использовать, это ненужная уже уздечка. Он наматывает ее на руку, приготовившись защищаться.

Человек и волк смотрят друг на друга, понимая, что только один из них останется живым.

Основная идея

Предыдущая
Краткое содержаниеКраткое содержание романа Зверобой, или Первая тропа войны Купера (сюжет произведения)
Следующая
Краткое содержаниеКраткое содержание романа Острова в океане Хемингуэя (сюжет произведения)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
1
Хорошо
0
Супер
1
Спринт-Олимпик.ру