«Невыразимое» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – главная мысль, эпитеты, лирический герой

В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником его в русском словесном искусстве стал В. А. Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое», изучаемом в 9 классе, тоже воплотились черты нового направления. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Невыразимое» по плану.

«Невыразимое» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – главная мысль, эпитеты, лирический герой

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.

История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты«дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».

Сравнения«сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Тема

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила».

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Мужчина утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого сердца «прекрасное в полете удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?

», «Все необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит».

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения – целостный текст, неразделенный на строфы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Его мысли плавные, размеренные, иногда в них проскальзывает грусть. Стихотворный размер – шестистопный и четырехстопный ямб. Автор использует все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата», эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)». Для донесения идеи важную роль играет парономазия: «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

Предыдущая
Анализ стихотворений«Нет, не тебя так пылко» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – композиция, жанр,тема
Следующая
Анализ стихотворений«Не жалею, не зову, не плачу» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – история создания, жанр,тема
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
6
Хорошо
0
Супер
2
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий