«Учись у них – у дуба, у березы» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр

Стихотворение ” Учись у них – у дуба, у березы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у березы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.

«Учись у них – у дуба, у березы» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.

История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения“метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты“жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Метафоры“застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихов стал “Учись у них – у дуба, у березы”, написанный в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

Тема

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил человеку и природе, и “Учись у них – у дуба, у березы” также рассматривает именно ее. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придется и тем, и другим.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но все же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с ее оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придет радость.

Жанр

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики. С одной стороны, автор показывает зимний пейзаж, с другой – призывает человек посмотреть на него как на пример для подражания. Использованный поэтом прием олицетворения позволяет глубже раскрыть философскую мысль. Его также можно считать и стихотворением-советом от умудренного жизнью старого человека.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объем произведения, в нем использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

  • Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
  • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
  • Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Предыдущая
Анализ стихотворений«Утес» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – метафоры, стихотворный размер, лирический герой, эпитеты
Следующая
Анализ стихотворений«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану для 6 класса – композиция, эпитеты, сравнение, тема
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
16
Хорошо
21
Супер
28
Добавить комментарий

Следи за нами в FaceBook.
Все новые статьи и много уникального!
Спасибо, не показывайте мне эту штуку больше!
Друг, не уходи! Подпишись ВК!
Друг, не уходи!