Нарышкинское барокко в архитектуре – признаки, отличительные черты и примеры

Стиль нарышкинского барокко в архитектуре был распространен в России в XVII-XVIII столетиях. Но до сих пор исследователи не могут с точностью сказать, было ли это отдельное направление или только региональное течение. Некоторые специалисты считают его уникальным и своеобразным национальным явлением, присущим только Москве и еще нескольким русским городам.

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

История развития

В XVII столетии в Европе расцветал стиль барокко, хотя в XVI веке он был известным только в Италии. Искусные мастера хотели возвеличить свою культуру, для чего делали здания излишне вычурными. В Россию этот стиль попал благодаря Петру Первому. В то время, когда европейцы уже прониклись духом классицизма и ампира, московские архитекторы только познакомились с барокко.

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

Но русский архитектурный стиль значительно отличался от итальянского. У него были свои особенности и характерные черты. Название он получил благодаря боярскому роду Нарышкиных, первые здания в этом стиле были возведены именно на их землях. Они заказали постройку храмов, оформленных в этом направлении. Глава семьи был дядей Петра Великого. Лев Нарышкин занимал должность дипломата и руководителя Посольского приказа.

Некоторые архитекторы считают, что московский стиль ассоциируется не с барокко, а с западноевропейским маньеризмом. Главное значение этого направления зодчества состоит в связи старой патриархальной Москвы и Петровской архитектуры. Иногда стиль сравнивают с голицынским, хотя последний не сыграл особой роли в истории русской архитектуры.

Развитие нарышкинского зодчества связано с отходом от религиозных канонов. Во второй и третьей части XVII столетия началось формирование светской культуры. Она и отразилась в новых постройках. В это время было возведено несколько новых пятиглавых церквей. Благодаря этому в дальнейшем появилось множество ярусных храмов.

Архитектура городов

Удивительное нарышкинское барокко 17 века пользовалось почетом среди многих архитекторов. Оно стало основным стилем в Москве и других городах, вдохновляло зодчих на строение церквей. Лучшими примерами считаются несколько памятников архитектуры:

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

  • храм Воскресения Христова в Филях;
  • церковь Бориса и Глеба в Зюзине;
  • храм Покрова в Новодевичьем монастыре;
  • церковь Троицы в Троице-Лыково;
  • Успенская церковь на Покровке;
  • строгановская церковь в Нижнем Новгороде.

Первыми архитекторы построили здания в московских и подмосковных имениях Нарышкиных. Они возвели многоярусные белокаменные церкви с декоративными элементами. Объекты отличались симметричностью, гармоничным соотношением массы, многосоставной постройкой.

Церковь Покрова в Филях — это здание из красного кирпича. А у её основания находятся гульбища, открытые галереи, окружающие храм. Сегодня его стены выкрашены розовой краской, которая подчеркивает белые декоративные элементы.

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

Подобным образом построена церковь Троицы, которая также находится в одной из усадеб Нарышкиных. Она отличается элементами западноевропейского ордера, хотя архитектор отступил от итальянских традиций. Он создал церковь по древнерусским принципам, из-за чего главным несущим элементом остались стены. Хотя их практически не видно из-за изобильного декора.

Успенская церковь была настолько роскошной, что её сравнивали с храмом Василия Блаженного. Даже Наполеон выставил вокруг неё особую охрану, чтобы защитить её от разгоревшегося в Москве пожара. Но это постройку разобрали в 1935 году для расширения тротуара. С тех пор она и осталась в таком виде.

В нарышкинском стиле возвели также Новодевичий монастырь, который считается выдающимся образцом московского барокко. Но в петербургской архитектуре XVII века это направление не было распространено. Хотя некоторые его характерные черты и признаки присущи церкви Архангела Гавриила и Сухаревской башне.

Особенности стиля

Нарышкинский стиль имеет и другое название — дивное узорочье. В архитектуре 17 века соединились западноевропейские традиции и влияние патриархального зодчества. В ней сочетаются декоративные элементы и ордер барочного происхождения, но главным отличием является вертикальная энергетика.

У зданий, построенных в этом стиле, есть свои черты:

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

  • многоярусность;
  • симметрия;
  • равновесие массы;
  • центричность;
  • смешение разных тенденций.

Нарышкинская архитектура отличается внутренней напряженностью, разнородностью внутренней отделки и структуры. В ней могут присутствовать элементы романтизма, барокко, готики и ренессанса. И всё это сочетается с традициями Древней Руси, когда храмы и церкви строили из дерева и камня.

Архитекторы соблюдали каноны исконно русской формы сложения, хотя заимствовали разные способы фасадного оформления. Новые здания имели такие элементы декора, как фронтоны, барельефы, балюстрады, раковины и колонны. Именно многообразие подобного оформления и стало отличительной чертой нарышкинского зодчества.

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

В зданиях присутствовала двойственная масштабность, то есть сочетались огромные, устремленные вверх структуры с правильным оформлением. При декоре фасадов архитекторы использовали лепку с орнаментами в традиционном русском колорите. Зодчие избегали мистических знаков и символов, которые постоянно применялись в европейском барокко. Храмы и церкви были нарядными, источали светскую жизнерадостность. В них сочетались контрастные стены из красного кирпича и белые элементы оформления.

Всем строением нарышкинского стиля присуща театральность и манерность. Это выражается через определенные элементы: карнизы ничего не закрывали, кронштейны не держали, колонны не подпирали. Но не все элементы были слишком вычурные. Они выглядели гармонично в сочетании с яркими стенами.

Оформление интерьера

Архитекторы уделяли внимание не только внешнему оформлению храмов, но и их интерьеру. В нём также преобладают традиции русского узорочья и элементы барокко. Зодчие использовали контрастность двух цветов — красного и белого, а также позолоченную резьбу, растительные орнаменты и полихромные изразцы.

В Европе стиль барокко был минимальным. Это и переняли русские архитекторы. Для каждого здания в нарышкинском направлении характерны определенные черты интерьера:

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

  • пространственная высота;
  • хорошая освещенность;
  • отсутствие росписи на стенах;
  • дубовые полы;
  • богатые орнаменты;
  • царские ложи.

Благодаря многоярусности создается эффект вытянутого строения и сложных конфигураций. Главным украшением залов является объемная деревянная резьба. Белые стены не покрывали живописью, чтобы декор не был чрезмерно кричащим.

Все помещения в таких зданиях хорошо освещенный, а центральный светильник выполнен в виде цветочных гирлянд. Стены под потолком украшены растительными орнаментами. А в главном зале стоит золоченый резной иконостас ступенчатой формы. Каждая икона в нём расположена в отдельной раме. А царское ложе служило моленным местом для боярской семьи.

Самая важная деталь нарышкинского стиля — это торжественная декоративность. Архитектура выглядит одновременно радостно и религиозно, сохраняется и мирской и характер. Это и отличает такое направление от традиционного русского зодчества.

Известные зодчие

Возведение зданий в нарышкинском стиле занимались не только иностранные, но и русские зодчие. А некоторые архитекторы происходили из простых крестьянских родов. Самые известные специалисты:

  • Петр Потапов;
  • Яков Бухвостов;
  • Иван Зарудный;
  • Михаил Чоглоков;
  • Петр Шереметев.

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

Потапов был крепостным архитектором на Покровке. Он создавал такие здания, которыми восхищался Василий Баженов и даже Наполеон. Петр занимался строительством церквей, храмов и монастырей, хотя некоторые специалисты считают его резчиком по камню. Бухвостов — это истинный самородок из простого народа. Он возводил объекты из красного кирпича, оформляя их белоснежной отделкой. Это основной представитель и создатель нарышкинского барокко. Бухвостов работал над церковью Бориса и Глеба, храмами Солотчинского монастыря на Рязани.

Зарудный происходил из Речи Посполитой, поэтому его еще называли «иноземец». В начале XVIII века он находился на царской службе в Москве. Там и начал строить здания в нарышкинском направлении. Зодчий тонко чувствовал европейские традиции того времени.

Чоглоков расписывал личные покои женщин из семьи Нарышкиных. А также он возглавил живописную мастерскую Оружейной палаты. Этот художник и архитектор написал одиннадцать икон на холсте специально для царского дворца, а также создал портреты представителей семейства правящей династии. Иван Мазепа просил его расписать лично для себя два белых знамени с гербами.

Нарышкинское барокко в архитектуре - признаки, отличительные черты и примеры

Шереметев происходил из благородной семьи, которая была лишена титула. Сначала он был подполковником Кавалергардского полка, а также крупным помещиком. Он был великим архитектором, хотя как художник больше прославилась его жена, Елизавета Мартынова. Она профессионально писала акварели, а сегодня её работа заняться в нескольких музеях.

Определение нарышкинского стиля крепко связано с европейским барокко. Для этого направления характерна торжественность, сочетание религиозности с народными традициями, контрастные цвета и растительные орнаменты. Основными примерами подобного зодчества являются храмы и церкви.

Предыдущая
КультурологияКлассицизм в музыке - кратко об особенностях, чертах и этапах эпохи
Следующая
КультурологияТрадиции и обычаи Китая - кратко об укладе жизни и праздниках
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить