Государственный мониторинг земель – структура, задачи и показатели состояния

Государственный мониторинг земель — контроль общего состояния земельного фонда.

Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

Он является частью системы по наблюдению за состоянием окружающей среды.

Главными целями мониторинга являются оценка состояния земельных участков и ликвидация причин негативных экологических процессов.

Основные задачи

Одной из первостепенных задач мониторинга является разработка планов рационального использования земельных ресурсов. Он регулирует процессы приватизации и эксплуатации земли. Также к задачам государственного мониторинга земель относится:

Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

  • контроль состояния земли, выявление изменений состава почвы;
  • информирование физических и юридических лиц об экологической обстановке на земельных участках;
  • организация работы федеральных и муниципальных органов, регулирующих земельные отношения в регионах страны;
  • развитие пастбищ и внедрение севооборотов с технологией травосеяния;
  • реализация полномочий и программ по земельному надзору.

Мониторинг земель осуществляется Росреестром. Эта государственная организация изучает структуру почвенного покрова России и создает публичные кадастровые карты.

Основные обязанности и задачи Росреестра определены в постановлении правительства Российской Федерации № 457, подписанном в 2009 г.

Порядок осуществления

Порядок осуществления государственного мониторинга устанавливается правительством России.

Процедура данного мероприятия определяется на основе методических и нормативно-правовых актов, разработанных Федеральной службой земельного кадастра.

В процессе мониторинга уполномоченные лица обязаны осуществлять следующие действия:

Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

  • поиск, передача, обработка и хранение информации об экологических процессах в окружающей среде;
  • анализ данных об изменениях состава почвенного покрова на земельных полигонах;
  • выявление негативных воздействий на почву и оценка их опасности для окружающей среды;
  • определение связей между состоянием земель и влиянием антропогенного фактора на природу;
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на поддержание природного разнообразия почвы и сокращение влияния негативных факторов на земельные участки;
  • создание технической документации или баз данных, где указываются сведения о текущем состоянии земельного фонда РФ, и ведение учета.

Мониторинг земель осуществляется государственными структурами, управляемыми Федеральным агентством кадастра: службой геодезии и картографии, министерством сельского хозяйства и природных ресурсов.

Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

Эти органы создают единый план защиты земельных участков и ежегодно обновляют кадастровые топографические карты.

Они также сотрудничают с министерством образования и разрабатывают программы просвещения детей и лиц подросткового возраста в области экологии и природопользования.

Федеральные службы осуществляют мониторинг при помощи следующих методов:

  • Дистанционное зондирование: наблюдение за земной поверхностью посредством спутниковых устройств, средств малой авиации и беспилотных летательных аппаратов.
  • Обследование земель при помощи материалов инвентаризации и сведений, указанных в землеустроительных документах и государственном кадастре недвижимого имущества.
  • Дешифрование ортофотопланов и топографических карт. На основе результатов обновления картографической основы прогнозируются изменения состава почвенного покрова. При помощи дешифрования можно подготовить аналитические записки, где указываются потери земель от природных и антропогенных катастроф.
  • Государственные органы контролируют состояние земельных полигонов, находящихся на территории всех субъектов Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности и их сельскохозяйственного значения. Объектами мониторинга признаются административные муниципальные образования, стационарные участки и постояннодействующие полигоны.

    Каждый объект характеризуется рядом параметров, определяющих условия его использования.

    Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

    Важно соблюдать следующие принципы ведения мониторинга земель:

    • точность и достоверность данных — информация должна соответствовать настоящему состоянию земельных ресурсов;
    • своевременность — в кадастровых документах необходимо указывать только актуальную информацию;
    • эргономичность и эффективность — методы и технологии, применяемые для контроля земель, должны быть экономически выгодными;
    • централизованное руководство — контроль осуществляется по единой методике на всей территории Российской Федерации;
    • наглядность — сведения, не являющиеся государственной или коммерческой тайной, должны храниться в открытом доступе.

    Эти принципы определены в Положении о государственном мониторинге, подписанном в 2009 г.

    Виды и уровни

    Контроль земель осуществляется различными методами и зависит от масштаба земельного фонда и применяемых инструментариев. На основе этих факторов подразделения ООН разработали больше 5 классификаций мониторинга. Но эксперты выделяют 2 основных вида контроля земель:

    Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

  • Мониторинг использования. Представляет собой наблюдение за применением земельных участков в соответствии с их предназначением. Во время измерения земельных угодий определяются площади участков, используемых по целевому назначению.
  • Мониторинг состояния характеризуется наблюдением за процессами изменения качественных и количественных показателей почвенных угодий. Определяется площадь земель, загрязненных нефтяными продуктами, тяжелыми металлами и бытовыми отходами. Отдельно рассчитывается площадь подтопленных, заболоченных, переувлажненных и радиоактивных территорий.
  • На основе проведенных исследований производится оценка состояния почвенного покрова.

    Результаты измерений сравниваются с номинальными значениями. Эти параметры указаны в Земельном кодексе РФ.

    Также выделяют следующие классификации мониторинга земель:

  • По целям наблюдения: оперативный, тактический и стратегический.
  • По частоте: разовый, регулярный и периодический.
  • По масштабу: локальный, региональный и федеральный.
  • По организации: индивидуальный и групповой.
  • По используемым инструментариям: стандартизированный, матричный и специализированный.
  • В зависимости от вида мониторинга, производится планирование сельскохозяйственных угодий. При помощи этих классификаций определяются основы ландшафтной системы земледелия и землепользования.

    В соответствии с особенностями порядка выполнения работ, выделяют следующие административно-территориальные уровни государственного мониторинга земель:

    Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

  • Федеральный: формирование организационных структур и единой политики в области экологии. Этот уровень включает в себя процессы по организации межведомственного информационного взаимодействия и изучению состояния земель на полигонах федерального уровня.
  • Региональный: контроль земельных участков на отдельной территории. На этом уровне организуются информационные кадастровые структуры, обслуживающие отдельные субъекты и муниципальные образования Российской Федерации.
  • Объектный: наблюдение за частными хозяйствами и полигонами. На этом уровне государство напрямую взаимодействует с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, предоставляя им информацию о состоянии и условиях использования земельных участков.
  • На каждом из административно-территориальных уровней присутствуют отдельные подсистемы, включающие в себя мониторинг населенных пунктов, промышленных и транспортных объектов, лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения.

    Охрана земель

    Одной из основных задач экологического мониторинга является охрана почвы — комплекс экономических и организационных мер, направленных на защиту земельного фонда России от воздействия антропогенных факторов, катаклизмов и чрезвычайных ситуаций (стихийных аварий и экологических катастроф).

    Эта система предназначена для восстановления и увеличения плодородия почвенных покровов.

    Она осуществляется с учетом особенностей местности и выполняет следующие функции:

    Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

    • сохранение наибольшего количества земельных участков, пригодных для земледелия;
    • защита почв от воздействия ветровой эрозии, наводнений, вредителей, бактерий и заболачивания;
    • устранение последствий катаклизмов и экологических катастроф;
    • поддержание стабильного уровня мелиорации — гидрологических, почвенных и агроклиматических условий, повышающих урожайность земли;
    • сохранение и изоляция естественных экосистем.

    Основные меры регулирования охраны земли прописаны в Земельном кодексе Российской Федерации. Они формируются государственными органами страны и согласованы с принципами земельного законодательства.

    Глобальный мониторинг

    Российская Федерация принимает участие в международной программе ЮНЕП, координирующей действия региональных и континентальных организаций по защите окружающей среды. Она была разработана ООН в конце 70-х гг. прошлого столетия. Программа ЮНЕП осуществляет глобальный мониторинг состояния и эксплуатации земли на территории всех государств мира.

    Система глобального мониторинга включает в себя несколько тысяч рабочих станций, измеряющих различные экологические показатели на планете. Механизмы, контролирующие развитие почвенного покрова планеты, определяют качественный состав земли и отслеживают ее взаимодействие с экосистемой. Глобальный мониторинг основывается на подсистемах, определяющих состояние земельных участков на ограниченной местности. Результаты измерений, полученные региональными или государственными структурами, автоматически передаются международным экологическим организациям. На основе приобретенной информации выявляются изменения в составе почвы.

    Государственный мониторинг земель - структура, задачи и показатели состояния

    Глобальный мониторинг имеет строгую иерархию. При этом система обеспечивает автономию локальных экологических организаций, позволяя им дополнять и интегрировать информацию, передаваемую вышестоящим инстанциям. Контролирующие органы могут проводить совместные исследования почвенного покрова.

    Схемы глобального мониторинга земель активно внедряются на территории России. В стране создаются системы, определяющие количество радиоактивных изотопов в почве, и механизмы по измерению влияния антропогенных факторов на развитие земельных участков. В нынешнее время создаются подсистемы фонового наблюдения за состоянием земель при помощи биосферных заповедников.

    Внедрение схем глобального мониторинга в России осуществляется при поддержке правительства и государственных экологических инстанций. В будущем эти системы смогут вносить огромный вклад в защиту окружающей среды планеты.

    Предыдущая
    ЭкологияДоклад на тему: "Загрязнение воды" - источники, причины и последствия
    Следующая
    ЭкологияЗагрязнение гидросферы - кратко о причинах, видах и последствиях
    Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
    Плохо
    0
    Хорошо
    0
    Супер
    0
    Добавить комментарий

    тринадцать − 5 =

    Мы в ВК, подпишись на нас!

    Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

    Вступить