В 18 веке европейская культура испытала очередной подъём, по значению сопоставимый с эпохой Возрождения. Эта эпоха получила название Просвещения. Для неё было характерно развитие науки, особенно философии, а также общественной мысли. Основу идей Просвещения составляли рационализм и свободомыслие. Просвещение стало следствием научной революции XVII века и началось в Англии.
Новшества эпохи Просвещения
Просветители впервые в истории предложили перейти к практическому использованию научных достижений в интересах развития общества.
Рис. 1. Эпоха Просвещения.
Ключевой идеей стало желание популяризовать знание, сделать его доступным всем, а не только аристократам. В учебный процесс стали постепенно втягиваться женщины, ранее традиционно исключённые из него. Шотландский философ Дэвид Юм в своём эссе 1741 года советовал женщинам заняться изучением истории.
Одной из черт эпохи Просвещения стало желание учёных издать универсальный сборник знаний — энциклопедию. В 1728 году Ефраим Чемберс в Англии издал двухтомную «Циклопедию». С 1731 по 1754 год в Германии вышло 68 томов Йохана Цедлера под общим названием «Большой универсальный лексикон», а основным трудом французского просветителя Дени Дидро стала Энциклопедия в 35 томах, изданная в 1751–1780 годах.
Рис. 2. Екатерина II.
Основные идеи Просвещения
Под влиянием идей просветителей европейская монархия трансформировалась в просвещённый абсолютизм. Он был во всех странах, от Российской империи на востоке и до Португалии на западе. Исключением стала только мусульманская Османская империя.
Идеи просветителей были таковы:
- критика феодальных порядков, католической церкви и в целом религии;
- ориентация на образцы светской культуры;
- внимание к педагогике;
- свободомыслие;
- скептицизм;
- вера в силу разума и общественный прогресс;
- экономический либерализм;
- редукционизм.
Идеи просветителей XVIII века легли в основу базовых ценностей современного общества, демократии и политических свобод, религиозной толерантности и рыночного капитализма.
Автором одного из самых сложных трудов эпохи Просвещения был Иммануил Кант. В 1781 году он опубликовал в Риге философский труд «Критика чистого разума». Этот философ окончил Кёнигсбергский университет и с 1758 по 1762 год был подданным Российской империи. Кант отвергал догматический способ познания.
Рис. 3. Иммануил Кант.