Исторические источники: вещественные, письменные, устные примеры по истории кратко (5-6 класс)

Исторические источники: вещественные, письменные, устные примеры по истории кратко (5-6 класс)

Историческая наука исследует прошлое при помощи документов и различных предметов материальной культуры, которые отражают прошлое и позволяют получить представление о конкретной эпохе в истории человечества. Исторические источники делятся на несколько видов, в том числе выделяются устные, вещественные и письменные. Рассмотрим каждый из них.

Вещественные источники

Письменная эпоха в истории человечества началась на рубеже IV–III тыс. до н. э. на территории государств древности, в Египте и Междуречье, где для записей стали использовать папирус и таблички из глины.

Исторические источники: вещественные, письменные, устные примеры по истории кратко (5-6 класс)Рис. 1. Исторические источники.

Если перед историками стоит задача изучения прошлого бесписьменных обществ, то необходимо использовать вещественные источники. К таковым относятся:

  • остатки материальной культуры;
  • орудия труда;
  • культовые сооружения;
  • жилища древних людей.

Бесписьменный период у разных народов завершился в разные эпохи. Если от античности остался массив греко-римских документов, то у народов Австралии и экваториальной Африки письменности не было даже в XIX веке.

Памятники археологии можно отнести к каменному, бронзовому и железному веку, и они позволяют проследить историю человечества от древнейшей археологической культуры — олдувайской. Она появилась у представителей вида «человек умелый» около 2,6 млн лет назад.

Олдувайские орудия найдены не только в Африке, но и на острове Сокотра в Индийском океане, в Крыму на стоянке Эчки-1 и в Дагестане на стоянке Айникаб-1.

За олдуйвайской культурой последовали:

  • ашельская;
  • мустьерская и сангойская;
  • аббевильская;
  • клектонская.

В верхнем палеолите, то есть до появления земледелия и скотоводства, появилось свыше 10 археологических культур, в том числе кебарская в восточном Средиземноморье и костёнковская в России, на территории Воронежской области.

Находки археологов дают представление о том, когда на планете появились первые города, например Эреду в Междуречье и Иерихон в Израиле.

Исторические источники: вещественные, письменные, устные примеры по истории кратко (5-6 класс)Рис. 2. Типы исторических источников.

Устные и письменные источники

К первой категории можно отнести фольклор — легенды, мифы, песни, сказки, былины. Например, эпос Манас в Кыргызстане. Отдельно стоит выделить лингвистические источники, которые отражают процесс исторического развития на основе анализа языка.

Сохранением письменных источников люди занимались ещё в период Древнего Востока и античности, когда появились первые библиотеки:

  • Ассирийская в Ниневии.
  • Александрийская при династии Птолемеев в Египте.
  • Цельса в Эфесе.

Значительный массив письменных источников относится к греческой и римской цивилизации. Письменность проживавших рядом с римлянами этрусков до сих пор не расшифрована.

В Средние века в Европе существовало летописание. Сначала в этом деле лидировали византийцы, затем — католические государства. Достаточно поздно, с рубежа XI–XII веков, появились летописи на Руси. Объём письменных материалов резко вырос после изобретения книгопечатания в XV веке.

Исторические источники: вещественные, письменные, устные примеры по истории кратко (5-6 класс)Рис. 3. Летописи.

Об исторических источниках, вещественных и письменных, которые крайне важны при изучении истории, можно кратко рассказать в докладе для 5 класса.

Предыдущая
Всемирная историяДинастия Каролингов – кратко о правлении во Франции, история основателя
Следующая
Всемирная историяПисьменность в Древнем Двуречье – как называлась, когда возникла кратко, 5 класс
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру