Вещественные исторические источники – это что, такое что относят, примеры из средневековья (6 класс)

Вещественные исторические источники – это что, такое что относят, примеры из средневековья (6 класс)

В изучении истории помогают разные исторические источники, которые делятся на три большие группы: письменные, устные и вещественные. Последние важны из-за того, что ряд народов и государств до Средних веков не имели письменности. Следовательно, ключевую роль в получении информации о прошлом играют вещественные источники, а именно археологические, этнографические, природно-географические.

Особенности изучения древности

Археология необходима для изучения дописьменного периода истории человечества, а также конкретных государств и народов.

Вещественные исторические источники – это что, такое что относят, примеры из средневековья (6 класс)Рис. 1. Археология.

Древнейшей археологической эпохой является олдувайская, возникшая в Африке на территории современной Танзании. Она началась около 2,6 млн лет назад и закончилась около 800 тыс. лет назад.

Археологи находят и обрабатывают множество материальных предметов, найденных на местах стоянок древних людей. Если говорить о периоде истории с IV тыс. до н. э. и позже, то речь уже идёт о древнейших государствах и городах. Такие находились на территории современного Египта, на Ближнем Востоке и на берегах реки Инд.

Примеры археологических памятников на территории России:

  • Стоянка Карама на Алтае — более 550 тыс. лет.
  • Стоянка Мысовая на Урале.
  • Костёнковские стоянки в Воронежской области.
  • Курганы вятичей в Московской области.
  • Курганы Салбыкской степи в Хакасии.
  • Заповедник Аркаим на Южном Урале.

Иногда данный тип источников дополняется письменными, например, если речь идёт о раскопах поселений античности, в России такие сохранились в Причерноморье и Приазовье.

Вещественные исторические источники – это что, такое что относят, примеры из средневековья (6 класс)Рис. 2. Петроглифы Канозера.

Ценные находки археологов

К вещественным источникам относятся, например, монеты. Первые из них появились на территории современной Турции в VII веке до н. э. и были сделаны из электрума — сплава золота и серебра. Находки монеты позволяют оценить:

  • уровень благосостояния общества;
  • торговые связи;
  • развитие металлургии. Качество ковки менялось и зависело от уровня развития государства;
  • облик правителей, которых часто изображали на монетах.

На Руси древнейшие монеты чеканили в Киеве со времён князя Владимира, то есть рубежа X–XI веков, они назывались златниками и сребрениками и весили около 3 грамм. Найдены эти монеты были только в 1796 году, а собственно археология стала развиваться в XIX веке.

Другим ценным историческим источником, одновременно вещественным и письменным, являются берестяные грамоты, первые находки которых относятся к середине XX века. За прошедшие 70 лет их найдено более 1100, в большей степени они были распространены в Новгороде Великом.

Вещественные исторические источники – это что, такое что относят, примеры из средневековья (6 класс)Рис. 3. Вещественные исторические источники.

О том, что относится к вещественным источникам, можно кратко рассказать в докладе по истории для 5 класса.

Предыдущая
Всемирная историяПервая балканская война итоги 1912-1913, причины кратко
Следующая
Всемирная историяПисьменные источники по истории – что такое, определение и примеры кратко
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
1
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру