История ликвидации неграмотности в СССР

После революции 1917 года в России и прихода к власти большевиков они начали проводить кардинальные реформы в разных сферах государственной жизни. Эти мероприятия шли в русле их политической программы и имели задачей переустройство многих сторон общественной жизни. Одной из своих задач большевики считали повышение уровня грамотности населения, обучение основам грамоты большей части жителей страны.

Именно для этого с 1919 года началась масштабная кампания, получившая обозначение ликвидация безграмотности, ставшая одним из заметных событий в истории России этого времени.

Масштабы неграмотности населения в начале 20 века

Согласно первой общей переписи жителей Российской империи, состоявшейся в 1897 году и организованной известным ученым и общественным деятелем Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским, в стране оказалось чуть более 21 % людей, освоивших основные навыки грамоты. Этот показатель считался достаточно низким, что особенно заметно становилось при его сравнении с аналогичными данными по европейским государствам.

Это положение дел не устраивало правительство и представителей интеллигенции. Хотя иногда еще звучало мнение, что массовое освоение грамотности крестьянством не нужно ему. Однако в целом преобладал противоположный взгляд на вопрос. В первые годы XX века до начала Первой мировой войны в 1914 году проводились меры по увеличению количества училищ для обучения основам грамотности. Их число возросло за этот период в два раза или даже больше. Большое значение имели церковно-приходские школы. Однако к началу 20-х годов уровень освоения навыков письма, чтения возрос с 21 до 30 %, что считалось неудовлетворительным и требующим исправления ситуации.

История ликвидации неграмотности в СССР

Декрет “О ликвидации безграмотности”

Еще в самом конце 1917 года при народном комиссариате просвещения был организован особый отдел во главе с Надеждой Крупской, который занимался изучением и выработкой решения вопроса об обучении именно взрослых людей. Разрабатывались специальные педагогические приемы. Особое значение придавалось проведению реформы в области орфографии. Она была подготовлена еще в царской России, но осуществление началось в связи с задержками вследствие революционных событий в 1918 году. Согласно вводимым изменениям, определялись новые, более простые правила написания букв, что должно было также упростить и ускорить процесс обучения письму и чтению.

Начало массовой кампании по борьбе с неграмотностью было дано на законодательном уровне декретом 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности». Он предписывал всем жителям страны, возраст которых находился в промежутке от 8 до 50 лет, освоить основы письма и чтения. С этой целью должны были учреждаться учебные заведения во всех населенных пунктах, где число неграмотных было от 15 человек. В регионы направлялись работники педагогической сферы как для обучения населения, так и для подготовки учителей. По выбору учащихся процесс проводился либо на русском, либо другом родном языке ученика.

Реализация кампании ликбеза

Предыдущая
Всемирная историяПрисоединение и выход Прибалтики из состава СССР: была ли оккупация?
Следующая
Всемирная историяИстория Иди Амина — самого известного диктатора Африки
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×