Рациональное использование природных ресурсов – охрана природы, принципы и примеры кратко (8 класс, география)

Рациональное использование природных ресурсов – охрана природы, принципы и примеры кратко (8 класс, география)

Природные ресурсы всегда играли важную роль в жизни общества. В настоящее время роль ресурсов возросла. В хозяйственное использование вовлекаются всё новые и новые компоненты природы. Особенным спросом пользуются исчерпаемые невозобновляемые ресурсы — полезные ископаемые. Водные, земельные, почвенные, биологические ресурсы тоже востребованы и даже жизненно необходимы.

Природопользование

Взаимодействие общества и природы, при котором население в своих целях использует все необходимые ему ресурсы, относят к природопользованию.

Использование природных компонентов может происходить по-разному. В одном случае в окружающую среду возвращаются все отходы производства и жизнедеятельности в неочищенном виде. В другом случае отходы производств максимально очищаются: так общество заботится о состоянии природы.

Выделяют два вида природопользования: рациональное и нерациональное.

Рациональное использование природных ресурсов – охрана природы, принципы и примеры кратко (8 класс, география)Рис. 1. Виды природопользования.

Рациональное природопользование

Рациональное использование природных ресурсов подразумевает:

  • Бережное и экономное расходование всех видов природных богатств, особенно исчерпаемых невозобновляемых.
  • Охрану природы во всех её проявлениях: создание заповедников, заказников, национальных парков, охрана памятников природы.
  • Обеспечение защиты растительного и животного мира.
  • Мероприятия, направленные на восстановление природных комплексов и компонентов, очистка промышленных и бытовых стоков.
  • Отношение к природе как к своему дому, а не как к бесконечному источнику благ.

При использовании минеральных ресурсов необходимо:

  • полное их извлечение из земных недр;
  • комплексное использование всех ценных компонентов добываемого сырья;
  • проведение рекультивации на месте горных выработок;
  • недопущение загрязнения среды в местах добычи ископаемых.

Сейчас использование лесных ресурсов опережает темпы природного восстановления лесов. Человечество должно заботиться о состоянии лесных богатств. Рациональное их использование подразумевает искусственные лесонасаждения, защиту лесов от браконьерских рубок, пожаров.

Рациональное использование природных ресурсов – охрана природы, принципы и примеры кратко (8 класс, география)Рис. 2. Лесовосстановление.

Водные ресурсы сильно вовлечены в процессы производства. Забирается чистая вода, а возвращается загрязнённая. Способы очистки устарели и не справляются со своей функцией. Водные запасы не успевают самоочищаться из-за большой нагрузкой на ресурсы. Установка современных очистных сооружений, замкнутые системы водопотребления, безотходные процессы — это примеры рационального использования водных ресурсов.

При рациональном использовании земельных и почвенных ресурсов необходимы грамотные мероприятия, касающиеся обработки почвы. Соблюдение севооборотов, сохранение плодородия почвы, защита от избытка пестицидов и минеральных удобрений.

Мероприятия, направленные на защиту животных и растений от истребления — тоже примеры рационального природопользования. Основой разумного хозяйствования должен стать принцип «не навреди».

Нерациональное природопользование

В чем заключается нерациональное использование ресурсов, уже понятно. Это неразумное, небрежное расходование богатств природы: истребление растений и животных, вырубка лесов, загрязнение водных объектов, атмосферы, истощение почв.

Рациональное использование природных ресурсов – охрана природы, принципы и примеры кратко (8 класс, география)Рис. 3. Отвалы и терриконы в местах добычи полезных ископаемых.

Вопросы рационального использования природных ресурсов кратко рассматриваются в курсе географии 8 класса.

Предыдущая
ГеографияЭоловые формы рельефа – виды происхождения, примеры образования кратко (8 класс, география)
Следующая
ГеографияПроисхождение названий планет Солнечной системы – доклад кратко (5 класс, география)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру