История строительства и значение Байкало-амурской магистрали

Комплекс, о котором идет речь, создан для решения 5 задач государственного уровня. Открыть быстрый доступ к природным ископаемым величайшей страны. Связать пассажирским сообщением далеко расположенные города. Найти возможность краткого транзита грузов. Обеспечить скорое перемещение военных ресурсов в случае войны и форс-мажора. Стать стержнем дальнейшего освоения Сибири. Байкало амурская магистраль справилась на «5»…

Масштабная по протяженности железнодорожная магистраль задумывалась как часть «Великого Северного» пути. И все же ушла в нижние широты, связав центр Сибири с югом Дальнего Востока.

Что такое и где находится БАМ?

БАМ – ЖД в восточной половине Сибири и на Дальнем Востоке. Проекты указанной железной дороги обсуждались еще в XIX столетии – при царе. Однако создавалась она при коммунистах и нынешних демократах. Силами свободного населения СССР, военнопленных и осужденных. Топографическая разведка стартовала в 1926 году, а последний тоннель был введен в эксплуатацию в 2003 году. «Байкало-амурской» магистраль назвали по факту строительства: из-за географии пути. Больший его отрезок лежит в байкальских регионах страны, а еще вдоль Амура… «Железка» соединяет между собой азиатские города России: Тайшет и Советскую Гавань. При этом имеется и северное (автономное по управлению) ответвление. Пересекает Республику Саха.

История строительства и значение Байкало-амурской магистрали

Итоговое расстояние от точки А до точки В – 4 287 километров (Амуро-Якутская ветвь ныне 767 км). Названный путь проходит значительно севернее Транссиба (идет относительно параллельно).

Пытаясь найти БАМ на карте, вы увидите, что основная ее нить проходит через населенные пункты Иркутской области, Забайкалья, Амурского региона, Республики Бурятия и Хабаровского края. А самые крупные (по количеству населения) ЖД-узлы – г. Комсомольск-на-Амуре и г. Братск.

Ход грандиозной стройки 20 века

Решение по искомой транспортной задумке связано еще с царской Россией. В 1888 году Русское Техническое общество пыталось «продавить» проект так называемой Тихоокеанской ЖД, проходящей сначала через северное побережье Байкала. Идея касалась обследования долины Ангары и урочищ Северомуйского хребта. В 1906 году обсуждался старт работ. Были отложены.

Новая топографическая разведка имела место уже при большевиках – 20 лет спустя. Тем более что двумя годами ранее был утвержден генеральный план строительства железных дорог в СССР. Освоением маршрута занимался отдельный корпус железнодорожных войск Красной Армии.

Непосредственно сам процесс подготовки линии и прокладки рельс на ближних к Тайшету отрезках начался лишь в 1932 году. Для этого было создано управление БАМ и продолжены изыскные мероприятия уже на средних и дальних участках будущего ЖД-маршрута. В 1937 году (в начале периода репрессий) к великому труду подключили тысячи «врагов народа», а через год и пленных японцев. Дело касалось и опальной интеллигенции, вошедшей в состав «НИИ строгого режима» с именем БАМ-проектстрой. К началу ВОВ уже был завершен перегон до Тынды. Одновременно подвели маленькие рокадные линии к восточной окраине «железки» – к отрезкам, связанным с Волочаевкой, Ванино и Советской Гаванью.

История строительства и значение Байкало-амурской магистрали

Пока на Западе и в европейской части Советского Союза гремела Вторая Мировая война, на востоке северный «брат-близнец» Транссиба продвинулся от Комсомольска-на-Амуре до своего «финиша» (до большого поселка Советская Гавань). Одновременно на этой (восточной) половине, а также в центре маршрута проложены «коридоры», соединяющие «свежую» магистраль с Транссибирской. Появились южная и северная ветки западной половины магистрали.

Во второй половине 40-ых, 50-е и 60-е годы вплотную занялись западной половиной и центром нового железнодорожного пути (Тайшет-Лена, Известковая-Ургал, подъезды к новой, Братской, ГЭС, а также ветка к Усть-Илиму).

История строительства и значение Байкало-амурской магистрали

С 1967 по 1971 год включительно здесь велось больше изысканий, а не работ по прокладке. Дело в том, что следовало пробить большую часть тоннелей. Надо было решить, где же это лучше сделать.

В 1972 году началось соединение отрезков в единую схему – т.е. создание современной БАМ. Как раз с этого момента и стартует героическая работа над созданием большинства тоннелей пути.

Лишь в 1984 г. разрешается сквозное движение составов по основной линии и готовым веткам БАМ. Правда, впереди еще окончание работы над Северомуйскими тоннелями и некоторыми ветками. Ту железную дорогу, которую мы увидели в начале XXI века, запустили лишь в 1989 году.

История строительства и значение Байкало-амурской магистрали

А ее якутское ответвление доведено до конца лишь в 2011 г. Сейчас из документов достоверно известно, что создание АЯМ «завязано» на решении правительства СССР середины 70-ых годов.

Основными проблемами стало пробивание тоннелей (критически не хватало горных специалистов и сильных рабочих рук, а также некоторых ресурсов). После окончания ВОВ сюда были перевезены множество жителей европейского СССР, а также сотни плененных гитлеровцев. Что касается репрессированных, то с БАМом стала связана сеть лагерей особого назначения – Бамлаг.

С 1920 по 2019 годы на пути магистрали прокладывались 9 тоннелей. Список приведен тут:

  • Байкальский;

  • Первый Северомуйский;

  • Второй Северомуйский;

  • Дуссе-Алиньский;

  • Пиванский;

  • группа Мысовых проходов;

  • Кодарский;

  • Коршуновский;

  • Кузнецовский.

Последние этапы строительства Байкало-амурской магистрали (начало XXI в.) связаны с прокладкой Северомуйских тоннелей (работы над первым начаты в 1975 году, но на много лет прекращены во времена Перестройки – продолжены и доведены до конца в 2003 г.). Заявлено, что «пробивка» одноименного хребта и начало создания Второго Северомуйского тоннеля в 2019 году увеличат грузоперевозку по описываемой «железке» с 16 млн. до 100 млн. тонн в год. Ждем.

Освоение районов вокруг БАМа

Предыдущая
География7 древних и новых чудес света
Следующая
ГеографияНаселение республики Беларусь: численность, состав, динамика
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×