Сообщение о шахматах – история возникновения, правила игры и значение

Шахматы известны в любом уголке земного шара, поэтому есть несколько вариантов проведения этой игры. Отличия в правилах незначительны, а главная цель — поставить сопернику мат. Настольная логическая игра подразумевает наличие специальных фигур на доске, состоящей из 64 клеток. Историю ее возникновения и подробные правила школьники изучают, чтобы написать сообщение о шахматах.

Сообщение о шахматах - история возникновения, правила игры и значение

История появления

История возникновения игры насчитывает более 1500 лет. Индия стала тем местом, где изобрели шахматы. Произошло это примерно в VI веке до н. э. Назывались фигурки изначально чатуранга. Отличием от привычной игры было то, что одновременно участвовать в ней могли сразу четверо игроков, а ходы осуществлялись после бросков игровых костей. Победителем состязания становился тот, кто смог уничтожить все фигурки своих соперников. По мере распространения чатуранги в другие страны в ней произошли некоторые изменения.

Сообщение о шахматах - история возникновения, правила игры и значение

Считается, что шахматы стали прообразом войн и битв, только без жертв. Этим объясняется интерес многих правителей к игре. Значение турниров очень велико, ведь благодаря им страны могли решить свои проблемы, не потеряв ни единого воина.

Общепринятое название игра получила благодаря персидскому выражению «шах мат», что в переводе означает «победа властителя». Формирование привычных современному человеку правил произошло только в XIX веке, а в 1886 году состоялся первый чемпионат мира.

Правила игры

Все действия осуществляются на доске, размеченной на 64 квадрата, одна половина которых белая, а вторая — черная. На «боевом» поле размещают две армии фигурок. Главной целью соперников является совершение продуманных ходов, чтобы поставить мат противнику. В игре следующие фигуры:

Сообщение о шахматах - история возникновения, правила игры и значение

  • Пешкой осуществляются ходы только вперед на одну клеточку. Если в результате совершенного хода пешка может уничтожить фигуру соперника, ей разрешено сделать ход на одно поле вперед в сторону.
  • Конем можно ходить на 2 клетки вверх и 1 в сторону.
  • Слоном следует делать ходы на любую клетку по диагонали.
  • Ладье можно перемещаться на любую клетку как вверх, так и в сторону.
  • Ферзь осуществляет ход на любую часть игрового поля.
  • Король может ходить на 1 клетку во все стороны.
  • Всего в турнире у каждого участника задействованы 8 пешек, по 2 коня, слона и ладьи, один ферзь и король. Соперники делают поочередные ходы. Начинает игру тот, кому по жребию достались белые фигуры. Помимо обычных ходов в игре есть 2 специальных: рокировка короля и ладьи. Рокировкой называется одновременная смена местоположения короля и ладьи, которая возможна только в том случае, если фигуры еще не совершали ходов. Во время рокировки король переходит на две клеточки к ладье, а она перемещается на поле между начальным и конечным положением короля.

    Важно учитывать, что прикосновение к любой из фигур расценивается по правилам как желание сделать ход. Если необходимо просто поправить фигуру, следует предупредить противника об этом.

    Победа или ничья

    Выигрышем в шахматном турнире считается мат — ситуация, в которой король одного из шахматистов находится под шахом и не может его избежать. Шах — король игрока оказался под угрозой удара, но участник еще может его спасти, переместив на соседнее поле или поставив другую свою фигуру под удар. Мат — король не может избежать удара соперника. Партия считается выигранной, если:

    Сообщение о шахматах - история возникновения, правила игры и значение

  • Один из участников огласил мат королю своего соперника.
  • Один из игроков признал свой проигрыш.
  • У соперника вышло время, которое отведено на ходы.
  • В некоторых случаях игра может закончиться ничьей. Пат возникает, если участник не может сделать свой ход из-за того, что все его фигурки заблокированы противником и не могут сдвинуться с места. При этом важно, чтобы король не был под шахом. Состязание может закончиться ничьей, когда:

    • ходы не приводят к мату;
    • два участника совершили пятьдесят ходов без удаления фигурок противника и без ходов пешками;
    • оба участника согласились на завершение ничьей;
    • один из соперников не успел придумать ход в отведенное время.

    Контроль времени

    Сообщение о шахматах - история возникновения, правила игры и значение

    Все соревнования по интеллектуальной игре проходят с четким контролем времени. Для этого применяются специальные часы. Участник, сделавший свой ход, должен нажать на кнопку. С этого момента начнется отсчет времени, отведенного для совершения хода соперником. Если флажок на часах падает, значит, время истекло. Это правило применяется ко всем ситуациям, кроме следующих:

    • на доске мат;
    • ситуация на поле не может завершиться победой одного из игроков;
    • флажки упали у обоих участников;
    • соперник не может поставить мат.

    Все турниры проходят по одной из существующих систем: швейцарской, круговой, нокаут или схевенингенской. К самым популярным международным турнирам относятся чемпионаты и кубки мира, национальные и европейские чемпионаты.

    Интересные факты

    Шахматы — это не просто настольная игра, а вид спорта, участники которого должны обладать хорошо развитой логикой и умением грамотно выстраивать тактику. Благодаря многовековой истории развития и становления игры существует несколько интересных фактов о ней:

    Сообщение о шахматах - история возникновения, правила игры и значение

    Сообщение о шахматах - история возникновения, правила игры и значение

  • В шахматы играют даже в космосе. Первое такое событие состоялось 9.06.1970, а игра происходила между командами «Союз-9» и «Земля». Соревнование было завершено вничью.
  • Самой короткой игрой называется «дурацкий мат». Такая партия длится всего два хода, а количество возможных способов выиграть за первые 4 хода составляет 318 979 565 000.
  • Шахматная доска появилась вместе с первой древней игрой и с того времени осталась практически без изменений. Складной доска стала благодаря священнику, который ее изобрел. Поскольку священнослужителям было запрещено участвовать в любых разновидностях этой игры, он нашел способ, чтобы обойти существующий запрет. Способность доски складываться позволила священнику прятать ее на книжной полке, маскируя под обычную книгу.
  • Самой долгой партией в мире стала игра между И. Николичем и Г. Арсовичем в 1989 г. Продолжительность турнира составила 20 часов 15 минут, было сделано 269 ходов. Финалом соревнования стала ничья.
  • Э. Ласкер сохранял свой титул чемпиона на протяжении 26 лет и 337 дней, став самым непобедимым чемпионом в истории шахмат.
  • Компьютерные шахматы изобрели в 1951 году, но у компьютеров не хватало мощностей для обработки данных. Первая партия с машиной состоялась только в 1988 году.
  • В 1770 году Кемпелен смог создать шахматный автомат, который играл с любым желающим в шахматы. Машина представляла собой человеческую фигуру за большим столом. Автомат курил трубку и передвигал фигуры по доске. Он победил в партиях с Наполеоном, Франклином и прочими знаменитостями. Загадку уникальной машины удалось разгадать только спустя много лет. Оказалось, что внутри машины сидел живой человек, делающий ходы.
  • Мысль Каспарова о том, что шахматы являются муками разума, нашла свой отклик у художника из Голландии Рубинга, создавшего шахбокс. Игра объединила в себе шахматный поединок и физические испытания участников. Состязание состояло из одиннадцати раундов, продолжительность партии была всего двенадцать минут на участника, а промежуток между этапами длился 1 минуту. Раунд в шахматах составлял 4 минуты, а бой продолжался 2 минуты.
  • Часы добавили в игру, чтобы участники не засыпали. Древние шахматы не подразумевали использование часов и ограничений по времени для совершения хода. Это привело к тому, что соперники могли проводить за партией много часов подряд. На турнире в 1851 г. оба участника уснули за игрой, так и не закончив ее. После этого случая был разработан и внедрен контроль времени, который сначала осуществлялся с помощью песочных часов. Лишь в 1883 году их заменили механическими.
  • Шахматы увеличивают уровень интеллекта, улучшают память и позволяют научиться решать сложные задачи и продумывать идеи. Во время игры у человека активизируются оба мозговых полушария, что позволяет улучшить творческие способности, концентрацию и критическое мышление.

    Предыдущая
    ФизкультураРеферат по физкультуре на тему: "Фигурное катание" - описание, правила и элементы
    Следующая
    ФизкультураДоклад по физкультуре на тему: "Акробатика" - виды, характеристика и значение
    Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
    Плохо
    0
    Хорошо
    0
    Супер
    0
    Мы в ВК, подпишись на нас!

    Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

    Вступить