Бухгалтерский баланс – структура таблицы, примеры ведения учета

Бухгалтерский баланс – это отчетный документ в виде таблицы, в котором сведена информация об обязательствах компании и ее прибыли. Внесенные данные включают информацию о том, сколько на определенный момент стоит имущественный комплекс предприятия, каковы доходы и обязательства перед кредиторами различного рода, сколько нераспределенной прибыли как конечной цели предпринимательства.

О балансе в общих чертах

Бухгалтерский баланс – одна из пяти установленных действующим законодательством основных отчетных форм, составляющихся в обязательном порядке для компаний, фирм, предприятий и организаций. Документ представляет собой таблицу, состоящую из пары больших разделов:

  • Актив, содержащий сводку о материальной составляющей и имущественном комплексе фирмы – сырьевых и товарных остатках, уровне и разнообразии производственных запасов, энергоносителях, запчастях, деталях, денежных остатках в национальной и зарубежной валюте на счетах в банках и кассе, средствах в векселях, иных ценных бумагах, других материальных элементах хозяйственной деятельности.
  • Пассив, где расположены сведения об экономической и юридической стороне деятельности организации, позволяющие в цифрах оценить эффективность производства, реализации предпринимательской идеи в целом и затратах. Прежде всего, оценка производится в части статьи по величине уставного и резервного фонда, возникновению задолженностей перед поставщиками и учредителями, полученной фактической и потенциальной прибыли, не распределенной на отчетный период составления баланса.

Важно! Сторона актива и сторона пассива оканчиваются итоговой строкой. Цифры, суммирующие показатели Актива и Пассива должны быть идентичны – это является основным принципом баланса.

Бухгалтерский баланс - структура таблицы, примеры ведения учета Рис. 1. Структура бухгалтерского баланса

В балансе содержатся сведения о работе предприятия, фиксированные на определенную дату – квартал, полугодие, год, то есть сальдо по бухгалтерским счетам. Он содержит статическую информацию на определенный момент по вступительному и исходящему сальдо. Другие отчетные регистры отражают данные нарастающим итогом, пример – “Отчет о финансовых результатах”, заполненный на каждую отчетную дату – 01 апреля,  01 июля, 01 октября и 01 января следующего за отчетным года.

Структура бухгалтерского баланса, актив

Как уже сказано выше, баланс должен быть между итоговыми цифрами актива и пассива. В свою очередь, активная сторона включает два раздела, где заполнены следующие подразделы:

  • Данные об активах необоротного характера. К ним относятся материальные ценности, срок эффективной эксплуатации которых превышает 12 месяцев. Это здания и сооружения, производственное оборудование различного назначения, транспорт и передаточные механизмы. В этой же стороне баланса фиксируются данные о нематериальных активах и объемах долгосрочных вложений.
  • Информация об оборотных активах – объектах материального характера, использующихся менее 12 месяцев. Остатки сырьевых запасов и материалов, комплектующих и производственный брак, сведения о краткосрочной дебиторской задолженности, денежные остатки в наличной и безналичной форме.
  • Важно! Актив называется наглядной картиной того, какое имущество принадлежит организации. В плане ликвидности, то есть быстрой реализации и обращения в деньги, комплекс оборотных активов значительно более эффективен по сравнению с необоротным.

    Бухгалтерский баланс - структура таблицы, примеры ведения учета

    Рис. 2. Актив бухгалтерского баланса

    Особенности структуры пассива

    Пассив отражает нематериальную сторону предпринимательской деятельности, производственных процессов и проведения других хозяйственных операций. Данные этой стороны баланса могут предоставить сведения о том, за счет каких источников сформирован весь активный комплекс материальных ценностей – собственных или заемных.

    Пассив раскрывает источники формирования этого имущества. В пассивной стороне Бухгалтерского баланса находятся три раздела:

  • Сведения о состоянии капитала и резервов в качестве собственных средств учредителей фирмы.
  • Данные относительно долгосрочных обязательств перед кредиторами в виде займов, кредитов, ссуд, иной текущей задолженности, на погашение которой отведено свыше 12 месяцев.
  • Раздел, посвященный краткосрочным обязательствам, выплата которых должна произойти в сроки менее одного года.
  • Важно! По пассиву можно делать заключения о правильности выбранной руководством предприятия стратегии деятельности, эффективности реализации бизнес-идей.

    Бухгалтерский баланс - структура таблицы, примеры ведения учета Рис. 3. Пассив бухгалтерского баланса

    Оформление баланса и его получатели

    Бухгалтерский баланс по праву носит название финансового лица фирмы. Его необходимость трудно переоценить, в частности его в обязательном порядке предоставляют определенному кругу получателей, в порядке, регламентированном законодательством:

    • Документ необходим для налоговой службы и органов статистического контроля.
    • По его данным составляют картину успешности предприятия банковские учреждения и потенциальные контрагенты в целях определения кредитоспособности и платежеспособности.
    • С годовым балансом обязательно знакомятся акционеры для получения данных о том, насколько прибыльным является действующий бизнес. Бланк отчета может быть развернутым и иметь дополнения, необходимые для данной организации.

    Важно! Основной отчетный документ позволяет потенциальным партнерам вынести положительное или отрицательное решение о сотрудничестве на основании оценки финансового статуса и эффективности хозяйственной деятельности.

    Для полноты полученной картины, заинтересованные лица одновременно изучают Баланс бух. ф. № 1 и Отчет о прибыли и убытках. На сегодня это можно сделать в режиме онлайн или скачать с сайта организации – балансодержателя. Синхронный анализ с помощью обычного калькулятора позволяет вывести все основные показатели финансового здоровья организации и ее перспективы.

    Более подробную информацию о бухгалтерском балансе смотрите в предложенном видео.

    Предыдущая
    БухгалтерияОсновные средства - понятие, состав и примеры учета ОС
    Следующая
    БухгалтерияОборотные средства предприятия, их структура, учет и анализ

    Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
    Плохо
    0
    Хорошо
    0
    Супер
    0
    Добавить комментарий

    16 − пять =

    Мы в ВК, подпишись на нас!

    Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

    Вступить