Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

Важнейшей особенностью человека является его умение произносить звуки, чему способствует строение речевого аппарата. Он необходим для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, общаться между собой. Это очень сложный механизм, для успешного функционирования которого необходима слаженная работа каждого компонента. Структура представлена двумя отделами: центральным (человеческий мозг) и периферическим или исполнительным.

Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

Определение и предназначение

Под речевым аппаратом в науке принято понимать совокупность человеческих органов, предназначенных для образования речи. Центральный отдел, представленный мозгом и отдельными образованиями центральной нервной системы, выполняет регулирующую функцию. Основное предназначение:

Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

  • Чтобы сформировать устную речь, необходимы лобные извилины центра Брока, которые образуют двигательную область.
  • Речь собеседника люди воспринимают благодаря речеслуховой области, в которую входят височные извилины центра Вернике.
  • За понимание ответственна теменная доля.
  • Усвоение слов при восприятии письменной речи (при чтении либо письме) происходит благодаря зрительной зоне, расположенной в затылочной доле.
  • Кроме того, схема речевого аппарата человека включает в себя периферический или исполнительный отдел, который состоит из нервов, костей и мышц.

    Особенности исполнительного отдела

    Он включает в себя три важнейших структурных подразделения. Первый — дыхательный отдел. Его деятельность, представляющую собой последовательность входов, выдохов и пауз между ними, регулирует ЦНС. Основным рабочим «инструментом» является диафрагма, которая расширяется и сокращается, за счет чего легкие меняют объем и производят вдохи и выдохи. При этом происходит образование воздушной струи, которая важна для образования голоса, от ее интенсивности зависит четкость произношения звуков речи. Кроме того, в состав дыхательного отдела входят:

    • грудная клетка;
    • легкие;
    • межреберные мышцы.

    Функции воздушной струи — голосообразующая и артикуляционная. Звук образуется при выдохе, а вдох при разговоре становится глубже и короче. Количество дыхательных движений, совершаемых в процессе речи, гораздо больше, чем непосредственно при физиологическом дыхании. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха во время разговоров в три раза больше, чем при обычном совершении вдохов и выдохов.

    Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

    Образование голоса

    В строении и функционировании речевого аппарата важнейшую роль играет голосовой отдел, именно он ответственен за образование голоса и его характеристики — тембр, силу, высоту. В него входят гортань и голосовые связки, которые, вибрируя под воздействием воздушной струи, рождают звуки.

    Гортань представляет собой трубку, состоящую из мягких тканей и хрящей, в верхней своей части она переходит в глотку, в нижней — в трахею. В том месте, где гортань соединяется с глоткой, располагается надгортанник, служащий своеобразным клапаном при глотании: опускаясь, он не дает попадать в нее кусочкам пищи и слюне. Особенности органа:

    Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

  • Гортань у мужчин больше, голосовые связки более длинные (до 2—2,4 см). У женщин длина связок — 1,8—2 см.
  • Размер органа у детей до периода полового созревания одинаков вне зависимости от пола.
  • Гортань растет неравномерно в течение жизни человека. Выделяют периоды ее активного увеличения в размерах: 5—7 лет, 12—13 (девочки) и 13—15 (мальчики). У последних формируется кадык.
  • Меняет форму: у детей в виде воронки, у взрослых — цилиндрическая.
  • Мощность воздушной среды обуславливает силу звучания, а высота и тембр голоса зависят от размеров связок, их упругости и степени натяжения.

    Кроме того, на специфику влияют и резонаторы, к числу которых относятся глотка, ротовая и носовая полость. Они меняют свой объем, то есть резонируют, за счет чего звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

    Произнесение звуков

    За этот важнейший процесс отвечает артикуляционный отдел, в который входят язык и губы, челюсти, альвеолы, неба (твердое и мягкое). В науке есть их классификация на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). К первой группе относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть, все прочие принадлежат к категории пассивных. Профиль артикуляционного аппарата поможет увидеть наглядно, как они выглядят.

    Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

    Важнейшим органом речевого аппарата является язык, принимающий участие в образовании практически всех звуков речи за исключением губных. При артикуляции органы приближаются друг к другу, при этом образуются смычки или щели, что становится причиной образования голоса.

    В надставной трубке находятся резонаторы, которые ответственны за отчетливость и громкость речи. Эта трубка имеет специфическое строение, позволяющее ей изменять форму и объем. Основных функций у нее две — шумовой вибратор и резонатор. Выполнять первую позволяют голосовые связки, щели между губами, а также между языком и твердым небом, языком и губами, языком и альвеолами, губами и зубами. Особенности образования различных звуков:

  • Шумовой вибратор участвует в образовании глухих согласных.
  • Тоновый вибратор позволяет произносить сонорные и звонкие фонемы.
  • Носовая полость принимает участие в образовании м, н и их мягких вариантов.
  • Таковы основные структурные компоненты речи и языка.

    Этапы формирования речи

    Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:

    Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

  • Реализация подготовленной программы в исполнительном отделе голосового аппарата. Участие принимают органы дыхания и резонаторная система. Именно они помогают произносить определенные фонемы.
  • Чтобы не возникало ошибок при произнесении, необходим кинестетический контроль, который позволяет сделать правку до момента произнесения фонемы.
  • В момент звучания звука осуществляется слуховой контроль, позволяющий человеку понять допущенную ошибку и исправить ее.
  • Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.

    Реализация речевой функции

    За звучание речи ответственны два центра — сенсорной и моторной речи. Первый помогает воспринимать фонемы, различать их между собой, второй же необходим для воспроизведения звуков, слов и предложений. В психологии принято выделять две разновидности речи:

    • импрессивную, то есть понимание чужой устной и письменной речи;
    • экспрессивную, произносимую вслух с определенной интонацией, ритмом, темпом.

    Интересно, что здоровый грудной ребенок в первый год своей жизни может воспроизводить до 75 кратчайших звуков, то есть на физиологическом уровне способен к изучению любого языка мира. В дальнейшем все зависит от того, на каком языке общаются в его семье.

    Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

    Чтобы научиться грамотно говорить, каждый человек должен понимать, какие подсистемы имеются в русском языке. К ним относятся:

  • Фонетика. Наука о звуках речи — фонемах, правилах их артикуляции с позиции физиологии.
  • Семантика. Помогает пониманию значений каждого лексического элемента.
  • Синтаксис. Позволяет разобраться в том, как происходит формирование предложений из отдельных слов.
  • Лексика. Изучает словарное богатство языка.
  • Звуки речи в русском языке подразделяются на согласные (представляют собой шумы) и гласные (тоны). Первые делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие, а вторые — на ударные и безударные. Эти признаки принято именовать смыслоразличительными. В русском языке 42 фонемы, из которых 36 согласных и 6 гласных.

    Возможные проблемы

    Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:

    Строение речевого аппарата структурные компоненты речи и языка, характеристика и особенности органов, основные функции, этапы формирования речи, возможные проблемы и нарушения

  • Неверное использование речевых органов.
  • Нарушение структуры органов или тканей.
  • Проблемы со стороны отделов нервной системы, функция которых — обеспечивать произнесение фонем.
  • Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.

    Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.

    Предыдущая
    АнатомияПроцесс пищеварения физиология пищеварительной системы человека, функции органов желудочно-кишечного тракта, последовательность процессов, значение для организма
    Следующая
    АнатомияАртериальное давление определение, виды, оптимальные показатели для человека, причины и признаки высокого и низкого кровяного АД, единицы измерения
    Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
    Плохо
    0
    Хорошо
    0
    Супер
    0
    Добавить комментарий

    15 − 1 =

    Мы в ВК, подпишись на нас!

    Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

    Вступить