Вариант 23 — сочинение 9.1. по Цыбулько (ОГЭ-2020) — «Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности»

Е.М. Лазуткина утверждает: восклицательные предложения передают отношение автора высказывания к действительности. С данной мыслью нельзя не согласиться.

Как известно, по интонации высказывания предложения бывают невосклицательными и восклицательными. Чаще всего в текстах используются невосклицательные предложения, поэтому восклицательные предложения внутри текста выделяются, выполняют экспрессивную функцию. Восклицательные предложения как способ передачи восклицательной интонации, которая является ярким синтаксическим средством выразительности, выражают отношение автора высказывания к сообщаемому, выражают ту оценку, которую дает автор высказывания реальной действительности. Когда человек произносит высказывание с восклицательной интонацией, он выражает оттенки своих чувств, показывая собственное отношение к тому, о чем идет речь. С помощью восклицательных предложений автор высказывания обращает внимание на то, о чем он говорит, в этом также прослеживается оценка действительности.

Чтобы доказать данную позицию, стоит обратиться к тексту Н.С. Лескова.

Предложение 19 звучит так: «Бедный, добрый Иван Яковлевич!». Данная фраза представляет собой размышления рассказчика. Герой выражает собственное отношение к происходящему. Рассказчик сожалел о том, что учителя уволили. Он считал себя и других ребят виноватыми в этом, потому что они скрыли от дяди правду, а Иван Яковлевич ее раскрыл, поплатившись за это собственной работой. Использование восклицательного предложения помогает понять чувства рассказчика: он сожалеет о том, что Ивану Яковлевичу пришлось из-за их лжи уйти с работы, он чувствует в этом собственную вину, он раскаивается в содеянном. Кроме того, рассказчик подчеркивает доброту Ивана Яковлевича, его искренность и нравственность, выражая уважение к учителю. Таким образом, указанное восклицательное предложение выражает целую гамму чувств рассказчика: сочувствие, жалость, вину, стыд, раскаяние, уважение.

В предложениях 30-32 насчитывается три восклицательных предложения («Увидав нас, он остановился и воскликнул: – Прекрасно, дети! Прекрасно! О, сколько для меня радости в одну эту минуту! »). Такое большое количество восклицательных предложений указывает на отношение Ивана Яковлевича к происходящему. Он нисколько не жалеет о том, что ему приходится уходить со своей работы, он радуется тому, что ребята поняли свои ошибки и раскаялись в содеянном. С помощью восклицательной интонации Иван Яковлевич выражает положительное отношение к действительности: для него то, что ребята пришли с ним попрощаться, «прекрасно», ведь это означает, что они осознали свою вину и в следующий раз будут думать, прежде чем говорить кому-то неправду.

Подводя итоги, можно сказать, что восклицательные предложения как средство выразительности помогают говорящему продемонстрировать свое отношение к происходящему, к реальной действительности.

С полным текстом Н.С. Лескова можно ознакомиться по ссылке.

Предыдущая
ОГЭ и ЕГЭВариант 23 - сочинение 9.2. по Цыбулько (ОГЭ-2020) - «Для этого одного стоит всегда быть правдивым...» (по тексту Н.С. Лескова)
Следующая
ОГЭ и ЕГЭВариант 22 - сочинение 9.2. по Цыбулько (ОГЭ-2020) - «Павлик, — шепчет Андрейка. — А я... настоящий друг?..» (по тексту В.П. Крапивина)
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру