Сочинение о чести и совести (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва) :: Спринт-Олимпик.Ру

В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев поднимал проблемы чести и совести.

Относительно различий между понятием чести и понятием совести автор размышляет в десятом письме с говорящим названием «Честь истинная и ложная». Д.С. Лихачев утверждает, что основное различие заключено в истинности и ложности чувств. В то время как представления о чести у человека могут быть ложными, совесть такой характеристикой обладать не может. Совестью, по мнению автора, «очищаются», в то время как ложная честь «наносит колоссальный ущерб обществу».

В десятом письме продемонстрировано, как связываются понятия чести и совести. Если понятие совести может существовать отдельно от понятия чести, то понятие истинной чести отдельно от понятия совести существовать не может. Этот вывод можно сделать, исходя из данного авторского рассуждения относительно истинной чести: она «всегда в соответствии с совестью». Во втором письме «Молодость – вся жизнь» через обращение к русской пословице «Береги честь смолоду» автор дает читателям совет.

Д.С. Лихачев негативно относится к «чести мундира», о чем свидетельствует 10-ое письмо. Понятие «честь мундира», по мнению автора, наименее благоприятно, по сравнению с существующим раньше понятием дворянской чести. Д.С. Лихачев, приводя примеры негативного «отстаивания» такой чести, утверждает, что понятие «честь мундира» связано со смертью человека.

В двадцать пятом письме с говорящим названием «По велению совести» можно проследить связь между понятием совести и понятием «душевной необходимости», которая определяет «самое хорошее поведение» человека. Интуитивная жизнь «по велению совести», когда человек поступает хорошо и делает добро безотчетно, поступает правильно, не задумываясь, не размышляя долго и не заглядывая в книжки, – это, по мнению Д.С. Лихачева, «самое ценное в человеке».

В сороковом письме «О памяти» прослеживается связь понятия совести и понятия личной памяти. Автор говорит о том, что память является основой совести. Здесь же дается следующее определение совести: «Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного». В письме говорится о том, что личная память способствует формированию человеческой совести и совестливого отношения к окружающим людям. Д.С. Лихачев выражает уверенность в том, что совести не существует без памяти, поскольку только при сохранении памяти о совершенном существует оценка совершенного.

В «Письмах» видно положительное авторское отношение к совести. В третьем письме «Самое большое» утверждается, что в старости ценится «спокойная совесть». В 10-ом письме говорится о том, что совесть «исходит из глубины души», что связывает совесть с искренностью и истинностью взглядов и намерений человека. Автор отмечает положительное воздействие совести на человека, поскольку она «грызет» его, заставляя тем самым совершать хорошие поступки и раскаиваться в совершенных ошибках.

Предыдущая
ОГЭ и ЕГЭСочинение о карьеризме (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва) :: Спринт-Олимпик.Ру
Следующая
ОГЭ и ЕГЭСочинение о поведении (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва) :: Спринт-Олимпик.Ру
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру