Мифтахетдин Акмулла

Мифтахетдин АкмуллаКраткая информацияИмяМифтахетдин АкмуллаРод деятельностиПоэт, просветительДата рождения14. 12. 1831Дата смерти8. 10. 1895Место рожденияДеревняТуксанбаево, БашкирияМесто смертиСыростан, Оренбургская губернияЗнак зодиакаСтрелецФОТОМнения

Мифтахетдин Акмулла

Поэт, просветитель

Мифтахетдин Акмулла — биография

Мифтахетдин Камалетдинов (известный в народе как Акмулла) является одним из самых выдающихся деятелей башкирского литературного движения. Помимо этого, он также известен как просветитель, социальный активист, и философ, чья деятельность сыграло решаю роль в жизни тюркоязычных народов Степи и Поволжья.

Откуда берёт своё начало деятельность этого замечательного человека? Что выделяет его творчества, и почему оно оказало столь сильное влияние? Рассмотрим же биографию Акмуллы.

Происхождение

Известно что Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов родился 1831 года, в декабре месяце, на территории Оренбургской Губернии. Однако социально-этнические корни литератора вызывают споры у исследователей. Наиболее распространённая версия, что он происходит из семьи башкирских знатных землевладельцев. Другие уверены что его родители родом из казахских степей. Сам же поэт описывал свою семью как смешанную — башкирский отец и мать из казанских татар. Тем не менее письменные источники сходяться в том, что Мифтахетдин довольно поздно покинул отчий дом. Также известно что его отец был двоеженцем. Но не смотря на знатное происхождение, семья едвали была богатой, а скорее даже обнищавшей. Обстоятельства его личной жизни можно узнать в Дом-Музее Мифтахетдина Акмуллы, открытого в родном посёлке литератора Туксанбаево (Миякинский Район, Башкортастан).

Молодые годы

Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы (именно так его полное имя произноситься на башкирском языке) рано показал успехи в учёбе, растя любознательным и начитанным мальчиком. Больше всего любил письмо, историю, и литературу. Первые годы Мифтахетдин учился на малой родине, затем поступи в медресе соседнего посёлка (смесь общеобразовательной школы и духовной семинарии у исламских народов).

В деревне Стерлибашево Акмулле Мифтахетдину становиться учеником знаменитого Шамсетдина Ярмухаметовича Заки — одарённого поэта-лирика и суфистского аскета-проповедника (суфизм — мистическое направление в мусульманской религии). Скорее всего именно влияние наставника сподвигло молодого Мифтахетдина заняться поэзией. Познакомившись с творцом, он захотел поделиться при помощи поэзии своим переживаниями и мыслями. Захотелось научиться передавать чувства словом.

Странствия

В двадцать пять лет Мифтахетдин оставил своего учителя, и отправился странствовать. Об этом периоде его жизни осталось очень мало свидетельств. Ясно лишь что молодой много путешествовал. Начиная от южного Башкортостана, далее по Зауралью, до западной территории Восточной Сибири. Оставил он свой след в сельской местности Казахстана, выступая как поэт-импровизатор и правдоруб. Но на что жил молодой поэт? Стихами он не мог себя обеспечить, и приходилось браться за любую работу. В одном посёлке он работает в качестве столяра. В другом ауле учит детей письму и счёту. Всё необходимое он возил с собой, набирая большой багаж из орудий ремесленника и книг.

Мифтахетдин Акмулла

Однако Акмулла Мифтахетдин не на минуту не бросает своего призвания. За время странствий поэт проникся симпатией к простому народу, и в своём творчестве выразил любовь беднякам. С помощью своих песен он пытался дать им свет в жизни, а основным направлением лирики выбрал призыв к справедливости и борьбе. Поэзией обличались предрассудки и самоуправство бай. Звучали призывы сбросить ярмо помещиков, наживающихся на бедах и горестях простонародья. Свои сочинения Мифтахетдин, как велела традиция, не записывал. Обосновывал тем, что произведения не лично его, но принадлежать людям. Как и многие его коллеги, он декларировал сочинения наизусть, храня содержание в памяти. Особую рль играло мастерство импровизации. Акмулла прямо на ходу выдумывал трогательные и глубокие поэмы, которые декларировал любопытным слушателям.

Бродя по бесконечным деревням, Мифтахетдин не только выступал как автор собственных стихотворений, но и соревновался в риторике и мудрости с сэсэнами (башкирские народные сказители, исполняющие эпические песни под аккомпанемент народных инструментов).

Преследования

Стремительный рост популярности поэта-вольнодумца вкупе с армией последователей вызвало негодование у завистников и богатеев. Кулак Батуч Исянгильдин особенно выделился. Он стал доносить на знаменитого поэта-странника, обвиняя того в уклоне от военной службе (путём приписания себе казахского происхождения). Нельзя сказать что он врал. Свободолюбивому нраву Акмуллы претила военные службы, да и любил он больше путешествовать. Свою роль сыграло бунтарство и жажда справедливости — поэт надеялся своей деятельности добиться перемен для простонародья. Чиновники воспользовались доносом, и арестовали мятежного поэта. Их пугало растущее влияние правдоруба, и они желали утихомирить Мифтахетдина. В итоге поэт оказался за решёткой на целых четыре года.

Заключение стало тяжким испытанием. Но беда была не столько в лишениях и унижениях сопровождающих тюремную жизнь, сколько затворничество, обособленность, и навязанное одиночество. Акмулла привык действовать и проявлять инициативу, и бездействие в клетке угнетало сердце. Единственный способ пережить злоключение — продолжать творить. Попав в тюрьму, он стал создавать новые произведения с удвоенной силой. В них выразилась надежды о счастье и свободе, звучали призывы к светлому будущему без угнетателей. В них кипела борьба с издевательствами , насмешками надсмотрщиков, с тяжёлыми условиями существования. Но нашлось место и любви к родным местам, стремление к воле. Тем не менее несчастья не могли продолжаться вечно. Освобождению поэта способствовал его большой почитатель Габибул Зигангиров, обратившейся с прощением к Императору Александру Второму и внёсший залог размером в две тысячи рублей.

Творчество

Акмулла Мифтахетдин, оказавшись на свободе, направился прямиков на свою малую родину. После долгих лет странствия (на тот момент ему было уже за сорок), он хотел покоя в своём родном селе. К сожалению его отец был человеком строгих и традиционалистских нравов, и не оценил свободолюбия и стремления к прогрессу. Результатом недолго воссоединения были недопонимание и поток мелких склок. В итоге Акмулла вновь отправился в странствие, из которого уже не вернётся.

Снован и снова, Акмулла своей поэзией прививал землякам чувство достоинства, отстаивал личную независимость и отстаивать свои права. Он продвигал в неграмотной крестьянской среде жажду знаний, требования расширения кругозора, и прививал ценность просвещения. В каких работах проскальзывают подобные идеи?

Прежде всего в стихотворении «Мои башкиры!» ( также известное под более длинным названием «Башкиры, всем нам нужно просвещение!») . Основная мысль стихотворения – требования свободного распространение знаний и образования, что в свою очередь улучшит жизнь простых людей. Оригинал был записан на татарском, но тем не менее в нём чувствуется любовь и к башкирской земле, и сострадание к её жителям. Произведение наполнено гиперболами и сравнениями. Оно насыщенно настойчивостью, страстью, добротой.

«Место мое — в зиндане» уже показывает чувства автора, страдающего в четырёхлетнем заточении. Лирический герой истощал, цвет лица его пожелтел, но больше всего его заботит не собственная участь. Все мысли заключённого обращены к угнетённым собратьям. Именно о них волнуется душа заточённого поэта.

В таких стихотворения как «Вода» и «Огонь» акцент уже на природе. Броско описываются стихии природы, правдиво на фоне которых меркнут человеческие страдания и мечты. «Всё в мире подвержено огню», заключает поэт. Богатство и знатность исчезают бесследно, но мудрость и знание вечны.

Чувственность и нежность звучат в стихотворении «Осень» (его часто переводят и русский вариант легко найти — но там многое теряется, по сравнению с экспрессией оригинала). Здесь мир природы не место покоя и умиротворения, но поток переменчивого движения. Поэт утопает в многообразии впечатлений вызываемых красками и звуками жизни.

Но на этом фоне явно проступает тема социального угнетения, столь важная для Акмуллы. «Проклятьем и мольбою» и «Наш мир» выступают обличением жестоких богачей, чей смысл существования сосредоточен в угнетение себе подобных и жажде богатств. Мифтахетдин чётко озвучивает мысль — пока в Башкирии будет процветать угнетение и произвол правящих классов, пока люди разделены на сословия, жизнь в этих краях будет приносить лишь несчастья.

Гибель

Развернув проповедь с новой силой, поэт привлёк внимание новых недоброжелателей. Акмулла Мифтахетдин раздражал не только баяв и помещиков, но и исламское духовенство. Неустанная борьба за социальные прогресс, против суеверий, религиозного фанатизма, и наглости феодалов сделали его объектом страха и ненависти среди реакционных слоёв.

Двадцать седьмого октября 1895 года в южноуральской реке, поблизости от железнодорожной станции было обнаружено бездыханное тело Акмуллы. Сразу многие стали подозревать что смерть была насильственной, и скорее всего заказной. Среди возможных организаторов покушения называют бая Исянгильдина.

Память

Именем выдающегося башкирского поэта была именована улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет. Также его имя носит одноимённая литературная премия. Восьмого марта 2008 года, в городе Уфа, возле одноимённого сквера Мифтахетдину Акмулле был поставлен памятник.

Монумент изображает просветителя сидящим во время отдыха после долго пути. Он разговаривает с двумя детьми (слева стоит девочка, справа сидит мальчик). В данном проекте воплощена просвещенческая сторона жизни поэта.

Предыдущая
БиографииДжеральд Даррелл
Следующая
БиографииАлександр Николаевич Скрябин
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру