Михаил Чехов — краткая биография и творческий путь

История России полно сложных и даже трагических эпизодов. К сожалению, далеко не всегда общий курс государственного развития совпадает с тем, как хотят жить известные деятели культуры и искусства. Пример этому – многочисленные эмигранты, покинувшие СССР в начале XX века потому, что они были неугодны новому политическому режиму. Михаил Чехов – это российский театральный деятель и педагог, внесший большой вклад в отечественную культуру. Как и многие его влиятельные современники, он был вынужден навсегда покинуть свою родину после образования СССР.

Биография Михаила Чехова

Михаил Чехов родился в 1891 году в Петербурге, тогда еще – столицы Российской империи. Уже в то время в стране назревали революционные настроения, но о построении социализма никакой речи еще не шло, так как монархия отчаянно пыталась сохранить власть и устоявшийся общественный строй.

Михаил Чехов в родстве с Антоном Павловичем Чеховым. Он является сыном старшего брата знаменитого писателя.

Михаил уже с малых лет проявлял большие артистические способности и увлекался актерским мастерством. Во время обучения общим предметам он также работал над своим сценическим талантом, что отметили в его аттестате.

Михаил Чехов - краткая биография и творческий путь

После завершения обучения Михаил поступил на работу в театр. Первые его работы не были одобрены критиками, а внутренняя «кухня» театра с кознями и интригами разочаровала Чехова. Однако когда он начал работать в МХТ и углубился в изучение системы Станиславского, его мнение о театре сильно изменилось.

Во время государственного переворота 1917 года карьера Михаила Чехова активно развивается. Он решает создать свою собственную театральную школу, базирующуюся на его представлении об искусстве, актерском мастерстве и его философии. Главная цель Чехова была в создании классического театра, и, нужно сказать, что он в ней преуспел. В 1923 году он возглавлял первую студию МХТ, а через некоторое время организовал вторую.

Однако в 1928 году в биографии Михаила Чехова произошел крутой поворот. Он отправился в Германию на гастроли, но, не принимая то, как сильно изменилась его родина, решил не вернуться.

Михаил Александрович продолжил жить в Европе и работать в театральной сфере, хотя случались и кризисы. Потом он переехал в США, где основал свою актерскую школу, получившую большую популярность. Михаил Чехов успевал снимать еще и в кино и даже получил номинацию на Оскар за второстепенную роль в фильме А. Хичкока.

В последние годы жизни Чехов занимался преподаванием, передавая свои знания о классическом театре и актерском мастерстве новому поколению. Он умер в 1955 году в Калифорнии, так больше никогда и не вернувшись в СССР.

Михаил Чехов - краткая биография и творческий путь

Создание “системы Чехова”

До Михаила Чехова классическим театром считалась система Станиславского. Однако ученик Константина Станиславского на основе его школы смог сделать новую, несколько отличающуюся систему. В ней несколько иначе рассматривается связь актера с обстоятельствами, в которые помещает его роль.

Система Чехова – это не противопоставление системе Станиславского. Это схожее учение со своими акцентами и различиями, у которого нет конфронтации с тем, как видел театр Станиславский.

Основные положения Чеховской системы:

  • актер – не просто инструмент в руках сценариста и режиссера, он должен использовать воображение и наполнить им свою роль;

  • несмотря на зависимое положение, актер должен думать и доносить до зрителя свое понимание образа;

  • нужно не просто находиться в образе (как диктует Станиславский), а полностью перевоплощаться в роль, дополняя ее и дорабатывая;

  • каждый персонаж имеет свою индивидуальность, и актер должен постичь ее и донести до зрителя, оставив свою собственную индивидуальность за пределами образа;

  • для того, чтобы продумать и предугадать поведение персонажа, нужно обращаться к своему воображению.

Несмотря на что, что учение Чехова менее распространено, чем школа Станиславского, оно все же признает классическим. Каждый театральный актер волен выбирать, какой подход ему ближе и поможет достичь совершенства в своем мастерстве.

Отличие от «системы Станиславского»

Подходы Чехова и Станиславского определяют основной задачей актера создание художественного образа. Однако в технике Михаила Чехова образ рассматривается не как конечная цель, а как материал, с которым должен работать актер.

Если Станиславский настаивает на том, чтобы актер полностью погрузился в роль и находил сходство между тем, что ему предстоит играть, и тем, кто он есть, то у Чехова несколько иначе. В Чеховской системе актеру предлагается найти различия между собой и ролью для того, чтобы усовершенствовать образ.

Cтаниславский утверждает, что в театре нужно постепенно погружаться в образ, осваивая его маленькими шажками, чтобы полностью охватить. Чехов же спорит: нужно работать над образом и добавлять к нему того, что не хватает, а не просто погружаться, бессознательная игра – это не то, что нужно театру.

Творческое наследие

Предыдущая
БиографииВасилий Юрьевич Голубев – биография
Следующая
БиографииЧингиз Айтматов — писатель евразийского пространства
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
1
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×