Сергий Радонежский

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский — биография

Сергий Радонежский – православный святой, игумен Русской церкви, основатель нескольких монастырей, идеал святости и духовности. Благодаря заботам святого был основан легендарный Свято-Троицкий монастырь.

Детство

О жизни легендарного старца сложено множество легенд. Никаких письменных источников святой после себя не оставил, но широко известны его духовные наставления.

Предания гласят, что Сергий родился в знатном боярском семействе. У бояр родился мальчик, которому в будущем суждено было стать великим святым. Имение Марии и Кирилла находилось рядом с Ростовым Великим. Несмотря на знатную фамилию, родители мальчика были простыми и спокойными людьми, имели тихий нрав и серьезное отношение к жизненному укладу.

Хотя боярин Кирилл часто посещал Орду вместе с князями и был при них доверенным лицом, жил мужчина не богато. Семья жила скромно и домашний уклад был больше похож на крестьянский, чем на жизнь богатого дворянина. Первоначально мальчика, который родился у супругов, назвали Варфоломеем. Мальчуган часто ходил в поле с лошадьми, он ухаживал за родительскими конями. Будущий святой рос скромным и послушным ребенком, не был избалован и выполнял любую посильную работу.

В православной традиции родители святого старца считаются почтенными и справедливыми людьми, которым свойственна религиозность. В семье охотно принимали бедняков и юродивых, странников. Кирилл и Мария помогали бедным.

Чудеса стали происходить с мальчиком с самого детства. Когда нашему герою исполнилось семь лет, он начал обучаться грамоте в церковной школе. Школу мальчик посещал вместе с братом. Несмотря на усердие и старание ребенку не давалась грамота, хотя брат учился хорошо. Неудачи в учебе часто становились причиной огорчений и слез будущего святого. Товарищи смеялись над ним, а учитель наказывал.

И вот перед современным человеком предстает картина, которая не потеряла своей актуальности и спустя шестьсот лет. Будущий святой, а ныне молодой отрок стоит и грустит. Не удивительно, ведь куда-то запропастились жеребята, которых отец приказал сыну пасти. Пропали лошади, хотя маленький пастух обыскал всю округу, даже звал, но нигде нет жеребят. Огорчился маленький пастух, ведь несмотря на свою мечтательность и любовь к уединению, он привык каждое дело выполнять на совесть.

И тут произошло первое чудо из всех, какими была отмечена биография святого. Увидел он под старым дубом старца, священника черноризца. Понял все старик, но спросил:

— Что ищешь ты, мальчик?

Расплакался малец, но рассказал о своей беде, да о том, что грамота ему никак не дается. Попросил мальчик старца помолиться, чтобы и лошади нашлись, и грамоту удалось одолеть. Стал молиться монах. После молитвы старик достал немного просфоры и приказал мальчику съесть ее и благословил пастушонка.

— То тебе пусть будет благодатью, отныне сможешь ты понять Священное Писание. Будешь писать и читать лучше, чем товарищи и братья.

О чем дальше беседовали старец и его юный ученик неизвестно. Но мальчик пригласил монаха в родительский дом. Родители по обычаю того времени приняли старца, как обычно принимали святых путников. Под руководством монаха стал мальчик читать псалмы, но малец отнекивался – он плохо владел грамотой. Тогда старец сам вручил ему книгу и приказал читать.

Тогда мальчик взял в руки книжку, а все вокруг удивились – так хорошо читал псалмы юный отрок.

Гостя угостили обедом. За трапезой говорили о чудесах, которые происходили с юным чтецом. Монах подтвердил, что отныне Варфоломей будет хорошо читать и станет понимать святые тексты.

Отрок Варфоломей быстро рос. Он начал приобщаться к церковной традиции еще в раннем детстве и продолжил в юности. Когда ему не было еще двенадцати лет, юноша начал поститься, ничего не ел по средам и пятницам. Последний факт был частой причиной разногласий между матерью и будущим святым. О раннем детстве будущего игумена дошло мало сведений. Известно только, что с той поры частная и личная жизнь молодого человека были наполнены ежедневными молитвами.

Отбытие в Радонеж

Существуют некоторые источники, которые гласят, что будущий святой обучался греческому языку, на котором были написаны все святые писания Православной церкви. Исследователь Т. Крючков считал, что святой мог получить образование в Ростове.

Вскоре семья обеднела и была вынуждена переехать в маленький городок под названием Радонеж. Это событие определило дальнейшую биографию будущего святого. В одном из источников рассказывается, каким образом семья потеряла деньги. Это произошло из-за постоянных визитов князя в Орду, которого сопровождал отец семейства, а также из-за постоянных набегов татар на Русь. Семья была вынуждена платить дань, давать оброки Орде, а урожай далеко не всегда был богатым. Иногда семья терпела недостаток в хлебе. Другие источники сообщают, что родственников святого просто вынудили переехать.

Но самым губительным для семьи стало нашествие татар, а также лишение знатных ростовчан власти, имущества и почестей. Считается, что на момент переезда Варфоломею было около двенадцати лет.

Мнения историков относительно будущего молодого церковника сильно разнятся. Известно, что после смерти родителей молодой человек решил уехать в Хотьково-Покровский монастырь. Там обосновался его брат Стефан, ранее потерявший жену. Но мужчина оставался здесь недолго – постоянные лишения и посты не радовали его и ложились тяжелым бременем на дальнейшее существование. Вместе братом Варфоломей решает основать собственную маленькую церковь. Церковь была деревянной и одиноко стояла посреди безлюдного бора. Монах основал церковь во имя Святой Троицы. В дальнейшем маленькая церковь превратилась в большой храм.

Основание церкви

Стефан понимал, что не сможет долго выдерживать суровый образ жизни монаха. Вскоре мужчина решает уехать в московский монастырь, где в дальнейшем займет пост игумена. Варфоломей остался один, но одиночество продолжалось недолго – вскоре святой призвал к себе игумена Митрофана. Монах постриг молодого человека и отныне святой стал носить имя Сергий. На тот момент будущему игумену было только 23 года.

Митрофан помог молодому послушнику освоить священные тексты. В течение семи дней Сергий не выходил из церкви, он молился, ничего не ел. Единственной пищей его были просфоры, которые передавал наставник. Когда Митрофан решил покинуть ученика, последний попросил у священника благословение – Сергий решил вести отшельническую жизнь. Игумен поддержал в этом начинании молодого человека, но вскоре покинул радонежскую церквушку, и Сергий вновь остался в одиночестве.

В уединении у молодого человека начались видения. Ему виделись мерзкие создания и звери, которые бросались на него. В дальнейшем он рассказывал, что, когда он пел утреннюю молитву, через стену к нему явился сам дьявол вместе с бесами. Чудовища пытались выгнать монаха, грозили ему, а молодой человек продолжал молиться. Молитва помогла – скоро страшные создания исчезли.

Но долго ли сможет продержаться в одинокой келье молодой послушник? Особенно страшно, возможно, ему было осенью и зимой, когда зимние метели выли и стенали как богомерзкие создания из его видений. Но святой был упорен, любил Бога в своем сердце и продолжал жить затворником. Какое-то время он провел в полном одиночестве.

Однажды святой увидел рядом с церковью большого медведя, который совсем ослабел от голода. Монах пожалел животное и отдал ему кусочек хлеба. Зверь принял угощение, а потом стал приходить за новой порцией пищи. В итоге медведь часто навещал своего одинокого друга и стал совсем ручным.

Хотя монах и вел уединенный образ жизни, слухи о нем давно ходили по земле радонежской. К нему стали наведываться люди, которые просили взять их к себе. Но монах старался отговорить гостей – он говорил, что отшельнику тяжело живется среди одинокого леса. Жизнь праведная была трудна и полна лишений, хорошо помнил он своего брата. И все-таки нескольких страждущих святой принял в свою обитель.

Было построено двенадцать просторных келий, которые обнесли тыном, чтобы дикие животные не забредали в комнаты. Келии находились под высокими деревьями. Поблизости братья посадили маленький огородик, плодами которого скрашивали скромные трапезы.

Для своих послушников Сергий был лучшим примером. Он сам строил кельи, перетаскивал тяжелые бревна и вел скромный быт. Мужчина молол зерно, пек хлеб, готовил еду и шил одеяния для послушников. И в жару и в холод у мужчины был один наряд. Несмотря на скромную еду и суровые условия здоровье у Сергия было крепкое. Отличился монах и на службе.

Сергий проводил годы рядом с монахами в своей уединенной обители. Летело время, церковь превратилась в полноценный монастырь со своим укладом. Кто-то должен был стать главой монастыря, послушники желали видеть на этом посту Сергия. Но мужчина отказывался, видел в этом начало властолюбия.

Но другие монахи настаивали, потом к ним присоединились старцы, которые просили мужчину стать игуменом. Ведь Сергий сам основал церковь, построил ее своими руками. Именно он и должен возглавлять монастырь. В итоге дошло до ссоры – братья говорили, что если над ними не станет игумена, то они уйдут. В итоге Сергий уступил.

Чтобы стать игуменом нашему герою нужно было получить разрешение у митрополита московского, но последнего не было на месте. Сергий вместе с двумя старцами отправился пешком к заместителю митрополита. На месте святой получил разрешение и поручение – он должен воспитывать других послушников и служить для них примером. Именно этим мужчина и занялся, когда вернулся в родную радонежскую чащу. Жизнь новоиспеченного игумена оставалась такой же скромной – он сам изготавливал свечи, готовил еду, занимался посильной работой.

Спустя какое-то время к нему из Смоленских земель пришел архимандрит Симон. Оказалось, гость услышал о святости Сергия и решил сделать щедрое пожертвование церкви. Благодаря деньгам братия смогли отстроить новое здание под монастырь. С течением времени росло количество послушников, нужно было ставить новые келии. Игумен радонежский должен был много работать – он беседовал с новоприбывшими, старался найти с ними общий язык.

Хотя было построено новое здание и возросло число послушников, церковь была верна прежним порядкам. Жизнь велась по суровым правилам. Не было кладовых, новоприбывшие должны были жить на свои средства, общей трапезы монахи не проводили. Считалось, что монахи должны были уединяться в кельях и размышлять о собственных грехах или молиться. Иногда иноки переписывали священные книги или занимались написанием икон. Праздные разговоры не приветствовались.

Игумен сам трудился не покладая рук, чего требовал от иноков.

Обитель

Несмотря на большое количество новоприбывших, обитель оставалась одной из самых бедных. Иногда не было даже вина для литургии, заканчивался воск или масло для лампадок. Литургию приходилось откладывать на неопределенные сроки, вместо свечей использовались лучинки. Часто не было даже еды. Когда в обители воцарилась особая нужда, иноки начали роптать после двух голодных дней. Недовольные пришли к игумену.

– Вот, — сказал один из иноков, — мы видели в тебе пример для подражания и во всем слушались, а теперь голодаем, потому что не позволяешь ты брать милостыню. Мы будем терпеть только один день, а завтра покинем твою обитель и никогда не вернемся. Не можем мы терпеть такую нужду.

Игумен ответил инокам увещеванием. Но не успел он закончить свои слова, как застучали в ворота – привезли хлеба. В комнаты вбежал привратник:

— Отче, нам привезли хлеб, прими и благослови.

Игумен благословил подарок и через ворота проехали груженые хлебами повозки. Была там другая снедь. Обрадовался святой и молвил:

—Алчущие, накормите тех, кто привез еду и позовите их вместе трапезничать.

Сергий приказал всем идти в церковь и молиться в благодарность за божье ниспослание. И только после благодарственного молебна иноки могли идти есть. Хлеб был теплым и мягким. Нужда была на время забыта. Сам игумен остался прежним – он был нищ, равнодушен к роскоши и вел бедный образ жизни. Таким он останется до самой смерти.

Многие описывали Сергия как спокойного и покладистого человека. У него был негромкий голос, спокойные движения. Представлял он собою образ святости русской, духовной силы обычного народа. В душе его словно бы отражались полевые цветы, весенние красоты земли русской. Все в нем говорило о духовной святости и простоте, легкости и ясности. Страждущие приходили просто посмотреть на великого святого. Вскоре о старце заговорили по всему краю, он сблизился с митрополитом Алексием. Много хорошего сделал Сергий для своей паствы – он улаживал ссоры и благодаря его стараниям было построено немало новых монастырей.

Игумен ожидал от своих послушников более строгих порядков, которые приближались к первохристианскому укладу. При таком раскладе все монахи должны быть одинаково бедны и равны. Деятельность нашего героя ширилась – ему нужно было следить за постройкой новых келий. Нужно было построить новые здания под кладовые, амбары и трапезную. Но основная забота мужчины заключалась в духовном наставлении своих прихожан – монахи приходили к нему в минуты горести, обращались за поддержкой и благословением. Все, кто мог работать обязаны были это делать. Иметь собственность запрещалось.

Один Сергий не мог управлять разросшефйся общиной, поэтому ему пришлось подобрать себе нескольких помощников. Первым помощником при игумене обычно становился келарь, который должен был следить за казной, управлять внутренним хозяйством церкви. Правка судебных дел также входила в обязанности келаря.

Во времена нашего героя монастыри создавали собственное хлебопашество. Вокруг церкви было разбито широкое поле, на котором выращивался хлеб. Вся работа проводилась обычно монахами, но иногда к делу приобщались наемные крестьяне. Нередко работу брали на себя люди, которые хотели потрудиться на благо монастыря. Хлопот и забот у обычного келаря было много.

Также важным лицом был духовник, которого обычно избирали из числа самых опытных и знающих монахов. Духовник должен был исповедовать других монахов и дарить им поддержку и благословение.

Не менее важная должность была у экклезиарха, который наблюдал за порядком в монастыре. Чины пониже должны были следить за чистотой в церкви, хранить книги и выполнять другие важные поручения игумена.

Постепенно монастырь превратился в сложную организацию, мини-государство со своими порядками. Всем этим управлял Сергий, который старался выполнять свою работу с должным прилежанием и вниманием. Монастырь, когда-то бывший маленькой церквушкой в диких необжитых местах, стал настоящим оплотом духовности и православия. К монастырским зданиям вели прохоженные широкие дороги, путники могли отдохнуть в просторных комнатах. Остановиться мог каждый – и простой крестьянин и князь.

В те времена главами русского духовенства были две фигуры – митрополиты Алексий и Петр. Последний благословил Москву, а в дальнейшем отдал жизнь за любимый город. Он самолично приезжал в Орду и забирал охранную грамоту для всего православного духовенства. Духовный наставник оказывал неоценимую помощь князю и ратовал за простой народ.

Митрополит Алексий происходит из знатного боярского рода, его предки занимали почетные посты и имели большую власть. На иконах двух митрополитов всегда изображают вместе. На мужчинах белоснежные клобуки, их лица потемнели от времени и страданий, в бородах и волосах блестит седина. Современники нашего века считают митрополитов заступниками и покровителями столицы.

Особая дружба связывала нашего героя и митрополита Алексия. И дружба эта длилась долгие десятилетия. Но далек был путь первого лица духовенства от пути старца Сергия, который избрал жизнь в темном лесу, далеко от других людей. Сергий был настоящим отшельником, в молитвах он проводил все свободное время и старался вести скромный образ жизни. Он ушел от злобы мира в глухой уголок, где нашли его первые ученики. Он не мог жить при дворе, властвовать и править, как это делал Алексий. Но Алексий никогда не забывал о своем друге и частенько навещал нашего героя в его тихой келье. Друзья беседовали, а Алексий мог на время отдохнуть от интриг, политических дел и постоянной борьбы.

Когда Сергий начал вести самостоятельную жизнь, Орда уже не была так сильна. С годами татары слабели, Орда начинает распадаться изнутри. Русское государство обретает все большую и большую свободу, маленькие города объединяются в одну страну. Когда в Орде царствовали междоусобицы, Русь понемногу крепла и росла.

Но вдруг новая напасть – в Орде ханом стал Мамай. У него были огромные политические амбиции, и он хотел вернуть власть над молодой Русью. Татарский правитель решает нанять воинов, он быстро заключает союзы с правителями ближайших государств. Все говорило о скорой войне.

В то время правил князь Дмитрий, которому суждено было вступить в бой с коварным врагом. Молодой князь понимал, что от его действий и смелости зависит будущее родной страны. Вскоре должен был состояться бой, а Русь еще только собиралась…

Алексий умирал. На смертном одре митрополит просил старого друга Сергия занять его пост. Но радонежский игумен отказался. Сергий уже стал известен всей Руси, его благословения на скорую войну ждали и боялись. Да и сам игумен не знал как быть: он не привык благословлять на кровопролитие. Да и смог бы сам Христос так поступить?

Объединение Руси

Все прекрасно понимали – только вместе, единым составом Русь могла противостоять опасному врагу. Вскоре князь Дмитрий вместе с другими князьями и воеводами приезжает в Лавру. Все прошло в торжественной обстановке – нужно было срочно принимать решение и выступать. Страна и вправду объединилась перед лицом страшной напасти.

Вскоре все собравшиеся были приглашены на молебен. Во время службы постоянно приходили вестники, которые рассказывали о продвижении врага. Нужно было торопиться. Сергий обратился к князю и попросил его остаться на трапезе. Дмитрий послушался старца и остался. На трапезе игумен радонежский начал речь:

— Не будешь ты пока носить победный венец со смертью, но многие из друзей твоих наденут такие венцы.

Завершилась трапеза, встали все из-за стола. Окропил игумен собравшихся святой водой и сказал князю:

— Не страшись врага, иди, поможет тебе Бог.

И тут наклонился старец к уху князя и шепнул тихонько: «Ты победишь». И поверил князь.

Решил игумен отдать Дмитрию двух помощников, которые в миру были опытными вояками. Решили монахи пойти на врага без оружия и облачения. Не было у них крепких панцирей и шлемов, вооружились монахи только крестами. Облачились иноки в белые одеяния и приняли свою долю.

Вскоре князь был в Коломне. Спустя несколько дней войска Руси перешли чрез реку Оку и подступились к Дону. И тут воеводы засомневались – что делать дальше? А если придут татары, нужно ли ждать вражину на месте или лучше переправиться?

Опытные вояки предлагали остаться на месте. Говорили, что Мамай силен, к тому же враг обрел союзников в лице литовского государя и князя Олега из Рязани. Но Дмитрий решил не следовать советам бывалых воевод, он переходит через Дон. Войско двинулось за своим господином. Назад уже не повернуть, значит нужно идти вперед, на встречу к смерти или к победе. Другого не было дано.

Сергий предчувствовал исход дела и послал к князю записку с посланником. В записке говорилось, что Дмитрию нужно идти только вперед и Святая Троица ему поможет.

И грянул великий бой! Согласно легендам, началась битва с состязания между двумя богатырями – Пересветом и Челубеем. Поразил русский богатырь неприятеля, но и сам пал смертью храбрых. Началось общее побоище, растянувшееся на десять верст. Правильно когда-то сказал радонежский игумен, понадобились мученические венцы – много было павших. Сам же Сергий вместе с другими монахами коротал часы в молитвах. Молился он за победу, за святых мучеников, которые отдали свои жизни за правое дело и свободу родной страны.

Во время молебна старец пересказывал ход боя, он называл имена умерших и сразу же читал им за упокой. А когда молебн кончился от Сергия все услышали заветное слово «Победили».

Смерть преподобного

Глубоким старцем умер Сергий. Это произошло осенью 1392 года. Немало лет прошло с тех пор, но слава о духовных подвигах игумена до сих пор живет. Осталось и главное детище преподобного – памятник духовности и архитектуры старой Руси, Троице-Сергиева Лавра. Вокруг уже давно не ревут медведи, дремучие леса не высятся над маленькой церквушкой, а в большом монастыре до сих пор проводятся молебны. Тысячи людей едут сюда: кто-то хочет отдохнуть от суетной жизни, а кто-то надеется на чудо. При жизни помогал Сергий своей пастве, не оставляет он страждущих и после смерти. Сергий был причислен к лику святых и до сих пор почитается монахами и обычными верующими людьми. Стараниями старца были созданы другие монастыри, которые и поныне принимают новых послушников и верующих.

Хотя никаких письменных учений игумен радонежский после себя не оставил, его до сих пор чтят как святого учителя. Он учил жизнью своей, обликом и жизненным укладом. Для кого-то жизнеописание игумена будет наставлением, а для кого-то – немым укором. И всегда этот урок един – жить нужно просто, по правде, в труде и вере.

Предыдущая
БиографииБурак Озчивит
Следующая
БиографииГеннадий Викторович Хазанов
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×