Николай Олимпиевич Гриценко

Николай Олимпиевич Гриценко

Николай Гриценко — биография

Николай Гриценко – известный театральный и киноактер. В 1952 году награжден Сталинской премией, в 1964-м стал Народным артистом СССР, в 1970-м ему вручили Государственную премию РСФСР им.Станиславского. Наибольшую популярность получил после съемок в картинах «Анна Каренина», «Два капитана», «Человек без паспорта», «Места тут тихие», «Хождение по мукам».

Он был настоящей звездой, на его спектакли собиралась вся Москва, раскупив в кассе все билеты задолго до премьеры, его роли, сыгранные в кино, поражали своей достоверностью, убедительностью и мастерством воплощения. Коллеги называли его гениальным лицедеем, исключительно в лучшем смысле этого выражения. Актер Николай Гриценко был успешным и знаменитым, его уважали коллеги, любили зрители, и никто даже представить не мог, что артиста ожидает такой печальный финал.

Детство

Родился Николай Гриценко 24 июля 1912 года на станции Ясиноватая Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (сейчас это Донецкая область Украины). Отца будущей звезды экрана звали Олимпий Гриценко, он работал переписчиком вагонов. Спустя много лет, Николай, на то время уже знаменитый актер, будет стесняться своего нетипичного отчества, и рассказывать шутливую историю о том, что поп рассорился с его дедом, и когда ему принесли крестить новорожденного мальчика, то он выбрал в святцах самое странное из имен, которое сумел найти. Мама – Фаина Гриценко занималась воспитанием детей. Через пять лет после рождения Николая в семье родилась девочка Лилия, которая тоже стала актрисой, оперной певицей, Народной артисткой РСФСР.

Прежде чем стать популярным актером, Николай успел поработать в нескольких местах. После окончания школы он стал студентом Днепропетровского транспортного политехникума. Получив диплом, молодой человек начал свою трудовую биографию с работы на железной дороге. Вначале его приняли техником-смотрителем путей и зданий. В 1932 он году поступил в музыкально-драматический рабфак, и перешел в конструкторское бюро завода «Сталь» (сейчас это Макеевский металлургический комбинат в городе Макеевке Донецкой области).

После окончания рабочего факультета в 1934 году, Николай, уже попавший под очарование магии сцены, поступает в киевский драматический техникум. Через год молодой человек осознал, что мир искусства завладел его душой полностью и безраздельно, и отправился в Москву, прекрасно понимая, что по-настоящему реализовать свой творческий потенциал можно только в столице.

В 1935 году Гриценко поступил в театральное училище при МХАТе-2 (этот театр закрыли в 1936 году).

На протяжении года Николай посещал театральную школу при Театре Красной армии, и только в 1937-м стал студентом прославленного Щукинского училища (в те годы училище действовало при театре им.Вахтангова). Талант Гриценко не остался незамеченным, и после выпуска из училища в 1940 году его приняли в официальную труппу этого театра.

Театр

В копилке театральных ролей Николая Гриценко есть много ярких и интересных образов, среди которых особое место занимает Степан из комедийного спектакля «Приезжайте в Звонковое». Зрители тепло встретили его шахтера Гаврила из постановки «Макар Дубрава» и Молокова из пьесы «На золотом дне», сценарий к которой написан на основе одного из произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка.

В 1958 году Гриценко сыграл очень сложную роль – князя Мышкина из «Идиота» Достоевского. Добродетельный и мягкосердечный Мышкин выглядел как-то по-особенному в исполнении Николая Гриценко.

Мастерство внутренне перевоплощаться было особенностью актера, казалось, что он вовсе не играет, а живет жизнью каждого из своих персонажей. Так, во всяком случае, казалось театральным критикам и многочисленным поклонникам Гриценко. С каждой новой ролью на театральных подмостках, число почитателей его таланта росло.

На спектаклях с участием Гриценко зачастую бывали его коллеги с других театров и их режиссеры. Им не терпелось познакомиться с работой живой легенды, перенять опыт Гриценко, и хоть немного приблизиться к его уровню.

Постепенно репертуар артиста пополнялся новыми работами, причем в разных жанрах. Его никак нельзя было назвать актером определенного амплуа, Гриценко запросто перевоплотился в Дон Гуана («Маленькие трагедии» Пушкина), потом стал Федором Протасовым («Живой труп» Толстого) и Мамаевым (по Островскому).

Фильмы

В 1942 году Николай Гриценко начал свою кинематографическую биографию. Он снялся в фильме Юлия Райзмана «Машенька», но ему досталась настолько маленькая роль, что его имени даже не оказалось в титрах. Однако артист все равно радовался этому первому знакомству с камерами, усваивал первый опыт работы.

Несмотря на незначительность дебютной роли, Гриценко начал получать приглашения от режиссеров, причем достаточно часто. Он начал сниматься на постоянной основе, причем не делал разницы между главными и второстепенными ролями, и даже работой в эпизоде.

Для Николая было абсолютно неважно, кого он играет – ключевого персонажа или второстепенную роль, он привык выкладываться по максимуму, как будто от его героя зависел успех всего фильма. Важно отметить, что актер очень органично смотрелся как в комедии, так и в драматических сюжетах. Гриценко перевоплощался так легко, что зрителям казалось, будто все происходящее на экране не фильм, а реальная жизнь.

По мнению критиков и любителей кинематографа Гриценко очень естественно выглядел в роли Александра Каренина в картине «Анна Каренина», снятой режиссером Александром Зархи. Сходство получилось невероятным, и внешностью, и по чертам характера, и темпераментом, Николай напоминал своего героя. Роль Анны досталась Татьяне Самойловой, Вронского – Василию Лановому. В других ролях засветились Юрий Яковлев и Анастасия Вертинская.

Удачной была и роль Николая Татаринова из ленты «Два капитана», экранизации произведения Вениамина Каверина. Режиссером этого трогательного приключенческого сериала стал Евгений Карелов.

Партнерами Гриценко по этому фильму стали Елена Прудникова, Борис Токарев, Зинаида Кириенко. Основной лейтмотив фильма — честь и честность, смелость и героизм, эти понятия никогда не устареют, они актуальны для всех поколений.

После этого фильмография артиста пополнилась культовым сериалом «Семнадцать мгновений весны», режиссера Татьяны Лиозновой, где Гриценко примерил на себя погоны фашистского генерала. Глядя на его холеное надменное лицо на экране, трудно поверить, что это русский артист, а не действительно немецкий аристократ, настолько органичным было перевоплощение.

Гриценко снимался вместе с Вячеславом Тихоновым, Леонидом Броневым, Леонидом Куравлевым, Юрием Визбором.

Эта роль была самой короткой из всех, что приходилось играть Гриценко за всю свою жизнь. Однако он едва справился с ней, так как в то время уже серьезно болел, забывал слова роли. Режиссеру пришлось идти на уловку, и развесить в вагоне, где снималась эта сцена, слова-подсказки. Артист мастерски справился с ролью, и эпизод с его участием критики признали чуть ли не самым сильным в этой ленте.

Личная жизнь

Между творческой и личной жизнью артиста можно поставить знак равенства, обе протекали ярко и интересно. Первый раз Николай женился на актрисе Ирине Буниной. Ее карьера складывалась успешно, в 1992 году Ирина получила звание Народной артистки Украины. Этот брак Гриценко был бездетным.

Второй раз Николай повел в ЗАГС снова актрису, Инну Малиновскую. Она родила ему дочку Екатерину.

У Гриценко была репутация ловеласа, если барышня ему приглянулась, он прилагал массу усилий, чтобы обратить на себя ее внимание. О романтических отношениях артиста ходили легенды. Одной из любовниц Николая была фотограф Галина Кмит, которая забеременела от него.

Есть сведения, что артист предлагал любимой женщине пожениться, но она была замужем, и супруг не давал согласия на развод. Поэтому им пришлось жить в гражданском браке. Все заботы об обустройстве быта и дома легли на плечи Галины. Николай был прижимистым, не спешил расстаться со своими «кровно заработанными», поэтому Галина звала его обаятельным жмотом. Женщина вспоминала, что даже на просьбу собственной матери (они жили у матери Гриценко), купить лампочку, он отвечал отказом, говорил, что нет денег. Зато у него в кармане всегда имелось ровно столько денег, чтобы выпить. Все, что нужно по дому, покупала Галина.

Женщина удивлялась и другой особенности любимого, он патологически не выносил книг, даже сценарий она читала ему вслух, а он запоминал. Галина все переводила в шутку, говорила, что вместо пеленок будет заворачивать ребенка в газету, чтобы он не унаследовал от отца эту ненависть к чтению. Если Гриценко был сильно раздражен, он мог устроить дома погром, с битьем посуды и свисающей капустой из борща на люстре. Мать Галины нашла выход из положения, купила им пластиковую посуду.

Спустя положенный срок, у Галины родился мальчик, которого женщина назвала Денисом. Гриценко отказался признавать отцовство, ему не хотелось платить алименты. После этого влюбленность женщины улетучилась, на ее место пришли гнев и досада. Галина дала обещание, что никогда не подаст на алименты, если он хотя бы признает Дениса своим сыном, но Гриценко отказался.

Точку в этом унизительном споре поставил муж Галины (он так и не дал ей развода) – Леонид Кмит (Петька из фильма «Чапаев»), он записал мальчика на свою фамилию, и полностью заменил ему родного отца. Николай так ни разу с сыном и не встретился.

Потом артист не раз пожалел о своем поступке, возможно, даже раскаивался, когда остался в одиночестве, в психбольнице. Галина приходила его навестить до последнего, и в помутненном сознании Гриценко теплилась надежда, что между ними все по-прежнему.

Смерть

Финал жизненного пути талантливого артиста оказался страшным и нелепым, почище выдуманных историй. Николай страдал от серьезной болезни – рассеянного склероза, поэтому не удивительно, что он не помнил роль, он забывал даже простые вещи. Его почти не приглашали на съемки, и эта невостребованность в профессиональном плане сильно угнетала Гриценко. Как и многие творческие люди, артист «топил» свою тоску в алкоголе. Но это был не выход, а скорее, тупик. Жизненный путь артиста закончился в психиатрической клинике, куда его упекла вторая жена.

Его практически не навещали, только изредка приходили коллеги, которым он был несказанно рад, и Галина, с которой он в свое время поступил не по-мужски. С каждым днем Николай все больше страдал от провалов в памяти, и однажды взял в холодильнике чужие продукты, приняв их за свои. Соседи по палате сильно избили его в отместку за «воровство». Болезнь и алкоголизм сильно пошатнули здоровье артиста, и  ослабленный организм Гриценко просто не выдержал нового испытания. Он умер 8 декабря 1979 года от инфаркта, и похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Избранная фильмография

  • 1942 — Машенька
  • 1946 — Старинный водевиль
  • 1950 — Кавалер Золотой Звезды
  • 1951 — Прощай, Америка!
  • 1954 — Большая семья
  • 1955 — Дорога
  • 1959 — Хождение по мукам
  • 1961 — Барьер неизвестности
  • 1961 — Вольный ветер
  • 1964 — Русский лес
  • 1964 — Мать и мачеха
  • 1965 — Человек без паспорта
  • 1967 — Анна Каренина
  • 1967 — Места тут тихие
  • 1968 — Журавушка
  • 1969 — Адъютант его превосходительства
  • 1969 — Развязка
  • 1969 — Я, Франциск Скорина
  • 1973 — Земля Санникова
  • 1973 — Чёрный принц
  • 1976 — Два капитана
  • 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса
  • 1977 — Враги
  • 1978 — Отец Сергий
  • 1978 — Ссыльный № 011
Предыдущая
БиографииКурт Рассел
Следующая
БиографииМажит Гафури
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×