Аркадий Тимофеевич Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Аркадий Аверченко — биография

Аркадий Аверченко – известный писатель-юморист, драматург, театральный критик. Занимал должность редактора сатирического издания «Сатирикон», с 1914 года переименованного в «Новый Сатирикон».

Его произведения отличал легкий слог и острая, но беззлобная сатира. О самых печальных сторонах жизни человека он говорил с иронией. Аркадий Аверченко, человек, сумевший рассмешить Россию, обладал легким и веселым характером, что достаточно необычно для юмориста. Это тем более удивительно, так как на своем веку он пережил немало трагедий. Жизнь писателя оборвалась очень рано, но и прожитых лет хватило, чтобы стать одним из лучших юмористических писателей России.

Детство

Родился Аркадий Аверченко 15 (27) марта 1881 года в Севастополе. Отец – Тимофей Аверченко, небогатый купец, мама – Сусанна Софронова, дочь отставного рядового солдата с Полтавщины. Всего в семье родилось десять детей, но трое мальчиков умерли еще младенцами. В живых остались шесть дочерей и единственный сын – Аркадий.

Мальчик родился очень слабым, но и над этим печальным фактом своей биографии Аверченко будет шутить в книге «Автобиография», вышедшей из печати в 1903-м году. Он страдал высокой степенью близорукости, и по этой причине не мог учиться в гимназии. Начальное образование ему получить так и не удалось, Аркадий учился дома, его учителями были сестры. Единственным учебным заведением, которое посещал будущий юморист, стало реальное училище, где он проучился всего два года.

Так Аркадий стал самоучкой, талантливым и непревзойденным юмористом. Все, что он недополучил в плане образования, парень восполнял чтением книг. Наступил день, когда отец полностью обанкротился, и семья оказалась в трудном материальном положении.

Аркадий часто называл себя бездельником и лоботрясом, но это не соответствует действительности, ведь свою трудовую биографию молодой человек начал еще в пятнадцатилетнем возрасте. Вначале его взяли на должность писаря в компанию, перевозившую различные грузы, спустя год он отправился на Донбасс, работал в конторе угольной шахты примерно четыре года.

Жизнь на шахте была серой и бесперспективной, работали тяжело и невесело. Единственной отдушиной рабочих, вносившей хоть какое-то разнообразие в эту серость, была пьянка, порой горькая и беспробудная. Юному юмористу удалось и это изобразить в своих произведениях, причем с таким беззлобным сарказмом, что на него никто не обижался. Одно радовало, в 1900-м стало известно, что их контору переводят в город Харьков. На новом месте Аверченко буквально ожил, у него появились силы и желание заниматься литературным творчеством.

Творчество

Дебют будущего «короля смеха» состоялся в харьковском издании «Южный край». В 1903-м году он напечатал свой первый рассказ под названием «Как мне пришлось застраховать жизнь». Вскоре вышло еще несколько его рассказов, а потом Аверченко начал сам выпускать журнал «Штык». Он выполнял одновременно обязанности автора, иллюстратора и редактора этого издания. Аркадий сам писал юмористические рассказы, сам рисовал к ним карикатуры и шаржи, становился все более популярным у читателей. Через некоторое время молодой человек взялся за выпуск другого издания – журнала «Меч», но вскоре его закрыли.

Начальство было недовольно острой сатирой Аркадия, и по этой причине он уехал из Харькова в 1907-м. Юморист переехал в Петербург, где и продолжил писать свои сатирические рассказы.

В городе на Неве он сразу обратил на себя внимание, можно сказать, что ему удалось оказаться в нужном месте, в нужное время. Эта ниша была свободной, и Аверченко уверенно занял свое место. Он очень тонко подмечал нелепые и смешные ситуации, которые потом излагал на бумаге с присущей ему остротой и едкостью. Аверченко приняли на работу в журнал «Стрекоза» в качестве секретаря. В 1908-м издание преобразовалось, и стало еженедельником под названием «Сатирикон», представляющим собой уникальную трибуну сатиры. Вначале Аркадий был просто постоянным автором этого издания, но достаточно скоро оказался в кресле главного редактора.

Лучшие годы этого журнала ознаменовались тем, что в нем печатались Саша Черный, Надежда Лохвицкая (Тэффи), Леонид Андреев, Осип Дымов. Иллюстрации для этого издания создавали лучшие художники тех лет. Читателям пришелся по душе «Сатирикон», в нем не было перехода на конкретные личности, не обличались отдельные особы. Он придерживался жанра «лирическая сатира», в основе которого полная самоирония и тончайшие наблюдения за человеческим характером. Интересно то, что это издание вызывало живой интерес императора Николая II, он не пропускал ни одного номера, даже собирал все подшивки.

Настоящий бум вызвала книга «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом», состоящая из юмористических рассказов на тему мировых событий от Осипа Дымова, Тэффи, Иосифа Оршера. Аркадий стал автором рассказа «Открытие Америки», своеобразного описания Нового времени в юмористическом ключе.

В 1910-м писатель издал сразу три своих книги, и приравнялся к славе О’Генри и Марка Твена. Рассказы Аверченко пользовались огромной популярностью, по ним пишут сценарии для театральных постановок. В 1912-м автор выпустил очередные два тома своих произведений – «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». Аверченко много путешествует, создает все новые и новые рассказы, занимается рецензированием театральных постановок.

Перемены в биографии сатирика начались после Октябрьской революции. От привычного благополучия не осталось и следа, по приказу большевиков издание Аверченко закрыли, как неблагонадежное и буржуазное. Писателю ничего не оставалось, как покинуть столицу и уехать в родной Севастополь, где он жил на протяжении двух лет. В 1920-м Аркадий Аверченко отправился в эмиграцию, и на родину больше не вернулся.

За границей сатирик продолжает литературное творчество, а также занимается работой театра, созданного в свое время в Севастополе. В те годы в Европе было много беженцев из России, потому Аверченко не чувствовал себя оторванным от родины, даже находясь от нее на тысячи километров. Но ему приходилось несладко, ведь в отличие от других русских беженцев, он не знал ни одного европейского языка, и это затрудняло процесс его адаптации в обществе.

В те годы творчество Аркадия сильно трансформируется, в нем прослеживаются новые темы для шуток, звучащие в совершенно другой тональности. Сатирик откровенно тоскует по канувшим в лету временам, по жизни в прежней России. В 1921-м одно из парижских изданий напечатало его памфлеты под названием «Дюжина ножей в спину революции».

Произведения Аверченко 20-х годов, это своеобразное осмысление революции, ее последствий, разрушительно сказавшихся на судьбах эмигрантов, которые пытаются приспособиться к новым реалиям, ищут и порой так и не находят новый смысл жизни и надежную опору. Последние годы жизни сатирика прошли в Чехии. Именно в тот период он написал и издал «Записки Простодушного», «Рассказы циника», «Шутка мецената».

Личная жизнь

Трудно судить о личной жизни человека, который никогда ее не афишировал. Аркадий никогда не был женат, а вот по поводу наследников сведения самые противоречивые. Ходили слухи, что в годы жизни в Харькове он стал отцом мальчика Аркадия.

Выросший в окружении шести сестер, сатирик всегда иронично относился к представительницам прекрасного пола. Даже влюбляясь в очередную красавицу, он не спешил связывать себя узами брака, дальше романа или легкого флирта дело не заходило. Чтобы не доводить дело до законного оформления отношений, писатель заводил отношения с замужними женщинами, а если вдруг влюблялся в незамужнюю даму, то старался познакомить ее с каким-нибудь своим приятелем, и после полного охлаждения чувств к ней, пристроить пассию в «надежные руки».

До наших дней сохранились любовные письма Аверченко и Софьи Меттер, подтверждающие их романтические отношения. Их связь длилась два года, Аркадий тогда жил в Петербурге. Позже Софья обрела женское счастье с художником Николаем Ремизовым, коллегой Аркадия по журналу «Сатирикон».

В 1912-м у писателя завязался роман с актрисой Александрой Садовской – яркой, энергичной замужней дамой, мамой троих детей. Кстати, один из них родился как раз во время романтических отношений с Аркадием. Влюбленные скрывали свои отношения от посторонних глаз, но многие биографы склоняются к мнению, что именно она и есть та самая, главная женщина в его личной жизни. Ей посвящена одна из книг Аверченко – «Круги по воде».

В эмиграции сатирик продолжал заводить отношения с актрисами. В 1920 году он переехал в Константинополь, где на протяжении двух лет возглавлял созданный им театр под названием «Гнездо перелетных птиц». Одна из актрис труппы – Юлия Горская, сумела завоевать сердце Аверченко и стать его музой.

Актриса того же театра Раиса Раич сменила Юлию в 1922 году. Отношения с Раисой Аркадий поддерживал на протяжении двух лет, вплоть до 1924-го. При этом, он умудрялся дружить с мужем своей любовницы, служащим того же театра. Они втроем часто позировали на общих снимках. До конца жизни Аркадий Аверченко так и не нашел свою единственную, с кем бы стал по-настоящему счастлив.

Смерть

Еще в ранние детские годы Аркадий сильно травмировал глаз, и мучился болезнями зрения на протяжении всей жизни. В 1925 году сатирику предложили удалить больной глаз, он согласился на операцию, которая привела к осложнениям. Он лечился в одной из пражских больниц, состояние Аверченко было крайне тяжелым. Параллельно с этим писатель страдал болезнью сердца, почек и сосудов. Аркадий очень долго лежал без сознания.

Сатирика не стало 12 марта 1925 года, он умер от все той же, затянувшейся болезни. Местом последнего приюта Аркадия Аверченко стало Ольшанское кладбище, вернее, его православная часть, где нашли свой покой множество видных деятелей русской эмиграции первой волны.

Достаточно долго в России Аркадий Аверченко был в числе запрещенных авторов, и его творчество открылось для соотечественников только в 80-е годы прошлого века. Рассказы сатирика «Человек за ширмой», «Галочка», «Жена» пополнили сокровищницу юмористической литературы, причем в мировом масштабе. Многие выражения из его произведений разобрали на цитаты, которые до сих пор воспринимаются с улыбкой и легкой грустью.

Произведения

  • Весёлые устрицы
  • Юмористические рассказы
  • Зайчики на стене
  • Надгробные плиты
  • Одесские рассказы
  • Под облаками
  • Специалисты
  • Круги по воде
  • Рассказы для выздоравливающих
  • Душистые цветы
  • Заметки провинциала
  • Миниатюры и монологи для сцены
  • Очередной рассказ
  • С корнем
  • Что им нужно
  • Чёрным по белому
  • 8 одноактных пьес
  • О хороших в сущности людях
  • Бенгальские огни
  • Дети
  • О немцах и о прочем таком
  • Свинцовые сухари
  • Шалуны и ротозеи
  • Волчьи ямы
  • Линник
  • Чудеса в решете
  • О маленьких — для больших
  • Записки театральной крысы
  • Три случая
  • Под холщёвыми небесами
  • Без суфлёра
  • Позолоченные пилюли
  • Караси и щуки. Рассказы последнего дня
  • Синее с золотом
  • Подходцев и двое других
  • Нечистая сила
  • Дюжина ножей в спину революции
  • Записки Простодушного
  • Кипящий котёл
  • Рай на земле
  • Записки Простодушного
  • Двенадцать портретов
  • Чудаки на подмостках
  • Смешное в страшном
  • Отдых на крапиве
  • Пантеон советов молодым людям на все случаи жизни
  • Рассказы циника
  • Шутка Мецената
Предыдущая
БиографииРоман Витальевич Билык
Следующая
БиографииАва Гарднер
Помогли? Поставьте оценку, пожалуйста.
Плохо
0
Хорошо
0
Супер
0
Спринт-Олимпик.ру
Мы в ВК, подпишись на нас!

Подпишись на нашу группу в ВКонтакте, чтобы быть в курсе выхода нового материала...

Вступить
×